Лечение заикания у детей и подростков
в коррекционной семье Светланы Борисовны Скобликовой                        Home    О нас    Консультации    Метод    Лечение    Контакты
С.Б.Скобликова
© 2004 - 2014 г. Все права защищены Скобликова С.Б.
В оформлении сайта использованы фрагменты живописи Эудженио Зампиги



                                                                                                                   ЧТО ТАКОЕ ЗАИКАНИЕ

      С нашей точки зрения заикание - это тяжелая психо-речевая болезнь, выраженная в основном в
коммуникативной среде, т.е. при общении с людьми, которая характеризуется судорожным
нарушением темпо-ритмической организации речи.
      Ученые выделяют две формы заикания: неврозоподобную (органическое заикание) и
невротическую (логоневроз). Неврозоподобное заикание возникает без видимой причины у детей,
имеющих раннюю неполноценность головного мозга и других жизненно важных систем организма;
характеризуется постоянным течением (человек заикается всегда одинаково). Невротическое
заикание появляется у детей, не имеющих органических поражений; обязательно есть причина его
возникновения (испуг, психотравма); со временем обрастает невротическими проявлениями; имеет
волнообразное течение (временные, сезонные, ситуационные улучшения и ухудшения речи).
Заикающийся наедине с собой  не заикается; сильно переживает свой речевой дефект. Деление
заикания на эти формы весьма условно. На практике каждая из указанных форм всегда обладает
признаками другой. Трудно найти заикающегося с абсолютно невротической формой и не
страдающего какими-либо параллельными соматическими заболеваниями, как нельзя найти с
«чистой» неврозоподобной формой заикания. Поэтому так важно, чтобы методика коррекции
заикания была универсальной.
      Заикание бывает легкой, средней  и тяжелой степени выраженности. Легкая степень - заикание
есть, но имеет характер ничтожного недостатка и не мешает общению. Средняя степень -
фиксируется симптомокомплекс заикания, затрудняющий общение. Тяжелая степень - заикание
резко выражено во всех ситуациях, общение практически невозможно.
      Судороги при заикании подразделяют на клонические, тонические и смешанные. Когда ребенок
только начинает заикаться, наблюдаются клонические судороги: повторы первого звука или слога в
слове (к-к-кот, ма-ма-машина). Когда заикание закрепляется, речь начинает изобиловать
тоническими судорогами: остановками, паузами и «провалами» в начале и середине слов (п…ривет,
к…рот). 
      По месту локализации  различают дыхательные, артикуляторные и голосовые судороги. При
дыхательных судорогах у родителей создается впечатление, что ребенку не хватает воздуха, ему
трудно дышать, в горле застревает комок. Артикуляторные судороги вызывают перекашивание губ,
вываливание языка, уход в сторону нижней челюсти. При голосовой судороге ребенок что-то
говорит, вдруг голос срывается, малыш беспомощно открывает рот, но речь отсутствует. Чаще
встречаются дыхательные и артикуляторные судороги,  реже - голосовые.
      Помимо описанных судорог заикающиеся дети страдают нарушением дыхания и нарушением
голоса. Их дыхание поверхностное, дискоординированное, дискретное. При дыхательном и речевом
акте не задействована диафрагма. Диафрагма - это грудобрюшная преграда, обеспечивающая
правильную вентиляцию легких. Чем больше стаж заикания, тем тоньше и слабее становится
диафрагма, а человеку тяжелее дышать и говорить. Ребята пытаются изменять свой голос, думая,
что этой трансформацией скроют речевой дефект. Голос заикающихся часто гнусавый, имеет ярко
выраженный носовой оттенок, иногда писклявый, визгливый, скрипучий.
      У всех заикающихся отсутствует речевой ритм. Мы считаем, что существует специфический
ритм, который превращает речь в стройно организованную систему.  Встречаются дети с отлично
развитым музыкальным ритмом, посещающие музыкальную школу, играющие на различных 
инструментах. Родители часто недоумевают, почему у них нет чувства ритма речи. Дело в том, что
речевой и музыкальный ритм - это разные понятия. Можно иметь отличный музыкальный слух, как
следствие - отличный музыкальный ритм, но при этом быть лишенным речевого (фонематического)
слуха и речевого  (фонематического) восприятия, и как следствие -  не иметь никакого речевого
ритма. Фонематический слух и фонематическое восприятие - это не физический слух (он
сохранен у заикающихся), а тонкий речевой слух, который позволяет человеку различать фонемы
(звуки) родного языка. У всех заикающихся наблюдается грубое нарушение фонематического
слуха. Постепенно фонематические слух и восприятие еще более разрушаются. Возникающие
судороги «съедают» некоторые фонемы, кроме того, сами заикающиеся прячут дефект, умышленно
заменяя одни звуки другими, легкими в произношении и не дающими возникать судорогам.
      У заикающихся детей нарушена интонация. Их речь монотонна, лишена эмоций, интонационно
бедна. У некоторых слушающих создается впечатление, что заикающийся говорит грубо и
раздраженно.
      Итак, нарушенные при заикании дыхание, голос, речевой ритм, фонематические слух и
восприятие, интонация точно так же, как и диафрагма, не работают в полном объеме. Со временем
эти дефекты усугубляются вследствие недостаточного общения, а значит, элементарной тренировки.
Речь, вместо того, чтобы к 7 годам превратиться в стройно организованную систему, напротив, с
возрастом все сильнее дезорганизуется.
      У заикающегося ребенка, кроме вышеизложенных трудностей, в момент речи появляются
проблемы со здоровьем: вегетативные реакции (покраснение щек, потливость), тахикардия
(учащенное сердцебиение), ситуативные расстройства (возникающие на фоне судорог
нарушения зрения и слуха). Постепенно болезнь  «обрастает» новыми патологическими
проявлениями: эмболофразией (дополнительными «сорными» звуками, слогами, словами),
логофобией (страхом речи), скоптофобией (стыдом за дефект), сопутствующими движениями.
      Нередко, помимо заикания, ребята страдают тиками (непроизвольным сокращением мышц век,
лица и т.д.), энурезом (недержанием мочи), гиперкинетическим расстройством (дети
гиперактивны, расторможены, постоянно вскакивают с места), дефицитом внимания
(невозможностью сконцентрироваться и довести начатое дело до конца).
      Одно из основных патологических проявлений заикания - это то, что происходит  потеря
информации в речевом потоке, у некоторых заикающихся теряется до 80% той информации,
которую они хотят донести до слушающего. Речь заикающегося трудно понять, часто собеседник
извлекает противоположный смысл из сказанного. Для заикающихся характерно нарушение
быстрой (оперативной) памяти. Они, как правило, много читают и знают, но изложить свои знания
не могут, так, из 185-ти обследованных нами детей и подростков только четверо смогли рассказать
правильно, складно и логично простейшую сказку «Курочка Ряба».
      У всех заикающихся наблюдается расстройство приема пищи (дети едят плохо, чрезмерно
избирательно, бросают недоеденную еду в тарелке, вскакивают с места во время еды, едят и
делают что-то еще и т.д.).
      У подавляющего числа заикающихся отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы
(основные эмоции - слезы, плач; быстрая и беспричинная смена настроения; отсутствие силы воли и
поисковой активности); расстройство поведения, ограниченное рамками семьи. Матери жалуются
на плохой характер своих заикающихся детей, однако этот характер ограничивается лишь
собственной семьей, в детском саду и школе ребята ведут себя хорошо. Проблемы поведения
связаны в основном с патологическим воспитанием в микросоциальной среде (семье),
усугубляющим течение и последствия заикания.
      По нашим наблюдениям у матерей заикающихся тяжело протекала беременность, как правило,
эта беременность не первая, при родах были осложнения, а сами дети соматически ослаблены. С
рождения у них встречаются беспокойство, плач, плохой сон и аппетит, тремор подбородка, рук,
другие невротические реакции. Они наблюдаются педиатром и невропатологом, имеют диагнозы:
недоношенность, морфо-функциональная незрелость, физиологическая желтуха, рахит,
перинатальная энцефалопатия, синдром нервно-рефлекторной гипервозбудимости, детский невроз,
минимальная мозговая дисфункция, повышенная эпилептиформная активность. Практически все
болеют на первом году жизни заболеваниями органов дыхания, а в дальнейшем - частыми ОРВИ,
бронхитом, трахеитом, пневмонией, гриппом, ринитом, аденоидитом, тонзиллитом, гайморитом,
отитом, астмой, дерматитом. Очень часто, помимо болезней органов дыхания, заикающиеся дети
страдают нарушением обмена веществ, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, органов
мочеполовой системы, гормональными расстройствами, плоскостопием. Иногда медицинская карта
ребенка имеет непомерную толщину, создается впечатление, что он болеет всегда. Организм
заикающихся ослаблен постоянными болезнями и повышенным невротизмом. Дети попадают в
замкнутый круг: чем больше они болеют, тем более нервными становятся; и наоборот, излишний
невротизм приводит к тому, что они «не могут остановиться», заболевают снова и снова.
      Заикание опасно тем, что заставляет подстраивать жизнь под себя, крепко «вселяется» в
организм, становится с ним единым целым, разрушает здоровье, психику, вынуждает нервничать,
переживать, считать, что все жизненные неудачи связаны именно с ним, приводит к возникновению
в подростковом возрасте комплекса собственной неполноценности, зачастую осложненного
психическими и сексуальными расстройствами.
      Итак, заикание - это тяжелая болезнь, которая по Международной классификации болезней
МКБ-10 относится к Классу: Психические расстройства и расстройства поведения, Блоку:
Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и
подростковом возрасте, имеет Код: F 98.5. Заикание - это диагноз, а не пикантный недостаток, как
думают многие мамы, объясняя, что у ребенка все хорошо, ему всего лишь трудно начать говорить.
Данный недуг находится в комплексной взаимосвязи со многими другими расстройствами,
входящими в этот блок и класс болезней. Более того, сложность и многогранность дефекта ставит
его на совершенно особенное место, подобных заболеваний больше нет. Специалистам и родителям
необходимо отчетливо понимать: при заикании, кроме речи, лечить необходимо все многочисленные
проявления, предпосылки  и последствия этой болезни.  Именно поэтому лечение заикания -  всегда
индивидуальный, очень сложный и трудоемкий процесс.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
От автора Что такое заикание Время и причины возникновения заикания В чем моя вина Дезорганизация жизнедеятельности при заикании Воспитание О нашем учителе Ю.Б.Некрасовой и ее работе С чего все начиналось Обследование заикающегося ребенка и консультация родителей Концепция исправления заикания в коррекционной семье Лечение или коррекция, индивидуально или в группе От режима молчания к первым словам Метод лечебной фонетической ритмизированной реконструкции речи Эффекты, которых не ждали От «Доброго утра» до «Спокойной ночи» Памятка родителям или краткий курс спасения Александр Надежда Вера и Виктор Заключение
ЗАИКАНИЕ: ЛИЦОМ К ЛИЦУ