Лечение заикания у детей и подростков
в коррекционной семье Светланы Борисовны Скобликовой                        Home    О нас    Консультации    Метод    Лечение    Контакты
С.Б.Скобликова
© 2004 - 2014 г. Все права защищены Скобликова С.Б.
В оформлении сайта использованы фрагменты живописи Эудженио Зампиги



                                         О начале коррекционного воспитания заикающегося

      По нашему убеждению, основными критериями, определяющими успешность лечения заикания
в коррекционной семье, являются мобилизующее начало (внедрение) терапевтически
структурированного воспитания заикающегося в КС и последующее смещение воспитания в
сторону коррекционного через РЭПТ в его собственной семье.
      Но что считать коррекционным воспитанием? Заикание из тех болезней, которые нарушают
социальную адаптацию человека, то есть  само по себе лечение в данном случае уже
подразумевает специфический подход к такому воспитаннику в семье и детском дошкольном
учреждении, затем в школе. Коррекционное воспитание в расширительном толковании призвано
помочь преодолению недостатков развития и приспособлению к жизни в социуме. Когда говорят о
коррекционном воспитании, обычно имеют в виду специализированные учреждения, и у родителей
сразу складывается впечатление, что их «несчастного» заикающегося малыша приравняли к
несовершеннолетнему правонарушителю. Отчасти эмоциональное восприятие родителей вполне
объяснимо и оправдано: научных работ по коррекционному воспитанию мало, применительно же к
заиканию - почти нет. На наш взгляд, это связано с недостаточным практическим опытом
исследователей в этом вопросе. Коррекционная педагогика De intus только зарождается, и
рекомендации специалистов обычно построены на формализованном опыте именно
спецучреждений. Они бессильны помочь семье заикающегося, так как часто имеют разрозненный
характер или неприменимы в реальных условиях.  КС в этом отношении - исключение. Через два
десятилетия труда, проб, ошибок и бесконечного анализа сегодня нам удалось приблизиться к
искомому типу коррекционного воспитания, которое мы называем системным и рамочным (20).
      Совершенно неправильным является детерминация семейного и коррекционного воспитания в
изолированных средах. Только интегративный семейно-коррекционный взгляд на воспитание в
целом, как естественный процесс жизнедеятельности семьи, может создать условия для
полноценного правильного развития заикающегося, привести к снижению пагубного влияния
болезни или полному ее устранению. Построение такого взгляда должно базироваться на
принципиальном понимании полезности при заикании.          
      Давно известны свободный и структурированный подходы к воспитанию, каждый из которых
имеет свои недостатки и достоинства, но мы можем однозначно заявить, что свободный тип
воспитания в чистом виде по принципу «хочу - не хочу» абсолютно неприменим, более того - опасен
для невротика с точки зрения ухудшения здоровья. Мы утверждали и продолжаем утверждать, что
воспитание заикающегося должно быть построено таким образом, чтобы у родителей к ребенку
двух-пяти лет не возникали вопросы: хочет или не хочет он делать то, что вы сочли правильным. Его
неосознанный (в силу соответствующего возрасту интеллекта) и вошедший в единственное правило
выбор может поставить под сомнение необходимое коррекционное воздействие, направленное на
улучшение здоровья, то есть сделать лечение заикания труднореализуемым. Это не означает, что
ребенку не следует задавать таких вопросов, это значит, что малыш должен понимать, что
окончательное и единственно правильное решение за взрослым. Этот принцип, в конечном счете,
также приводит к снижению тревожности ребенка, а, следовательно, меньшей лабильности его
психики. Увы, дорогие родители,  вы никогда не спрашивали себя: «Почему экономическая и
политическая элита мира воспитывает детей в довольно жестком Итонском стиле? Почему именно
структурированное воспитание практически не пропагандируется, но используется узким кругом лиц,
а для всех остальных пропагандируется свободное?» Не потому ли, что великий Цезарь сказал:
«Разделяй и властвуй!» Каждый родитель должен разумно анализировать свое воздействие на
ребенка как воспитуемого индивида, отбрасывая прочь приводящие к социальной, психической и
физиологической несостоятельности «симбиотические фокусы» в виде заласкиваний,
зацеловываний, задариваний, долгокормления грудью, совместного сна, баловства, кумиротворения
и  т.д. и  т.п.
      Очень многие родители интересуются: «С чего же начинать?» Это очень важный момент!
Коррекционное воспитание в домашних условиях не может начаться одномоментно и свалиться на
сына или дочь как гром среди ясного неба. К такому воспитанию должна последовательно привести
педагогическая стратегия в целом.
      Одной из первых попыток систематизировать воспитание на принципе активизации
социоадаптивности была предпринята в 1928 году Д.Б. Уотсоном, опубликовавшем книгу
«Психологический уход за ребенком», в которой он описал систему, предписывающую выполнение
строгих правил, направленную на формирование у ребенка устойчивых связей с окружающей
средой. Однако система Уотсона была чересчур суровой и не затрагивала раннего развития.
Например, родителям запрещалось «обнимать и целовать детей» и рекомендовалось «никогда не
позволять им садиться к себе на колени». Допустимым Уотсон считал «один раз поцеловать ребенка
в лоб, когда он приходит сказать "спокойной ночи"». «С утра можно пожать ребенку руку. Можно
погладить ребенка по голове, если он особенно хорошо выполнил трудное задание... вы увидите,
насколько просто быть вполне объективным по отношению к собственному ребенку, и в то же самое
время добрым. Вы сами устыдитесь того, сколь сентиментально и слащаво вы обращались с
ребенком раньше», - писал Джон Уотсон (30).
      Антагонистичным антиподом Уотсону выглядит Уильям Пентон Сирс, предложивший концепцию
неразрывного родительства, прародитель идеологии долгокормления грудью, совместного сна,
«бесконечного» тактильного контакта и т.п. Последователи американского педиатра в России меняют
слово «неразрывное» на «естественное», что к точному переводу не имеет отношения, но
показывает, что терминология первоисточника нуждается в камуфляже (31).
      Наиболее близкая к коррекционному воспитанию стратегия раннего развития предложена
Бенджамином Маклейном Споком в «Книге здравого смысла о ребенке и уходе за ним»,
выпущенной в 1946 году и ставшей на долгие годы настольным пособием родителя (32). В нашей
стране книга известна под названием «Ребенок и уход за ним» (33).
      С точки зрения американского врача, важнейшее качество в воспитании -
дисциплинированность. Вне зависимости от возраста малыш должен всегда знать границы
допустимого поведения, которые безоговорочно установлены взрослыми. Он нуждается во
внимании и уважении, но это отнюдь не подразумевает вседозволенность.
      Спок отрицает необходимость жертвенности со стороны матери, живущей только ради детей,
полагает, что чрезмерная забота может сделать несчастными родителей и ребенка. Кумиротворение
считает опасным и безнравственным.
      Доктор убежден, что с возраста старше четырех месяцев родительское внимание на каждый
крик грудничка отучит его от самостоятельности и призывает родителей отказаться от постоянного
ношения на руках и практики длительных успокоений. Ребенок не должен  рассчитывать на
родителей ежеминутно, необходимо периодически оставлять его одного. Не стоит все время
бодрствования малыша заполнять своим присутствием, в противном случае ему не научиться
развлекаться, а значит развиваться самостоятельно.
      Интересно, что педиатр советует перевоспитывать избалованного кроху при помощи расписания
в семье и отмечает, что уверенное руководство родителей обеспечивает ребенку необходимую
безопасность. Но потакание капризам пагубно сказывается на душевном равновесии матери и
благополучии семьи в целом.
      Спок - не психолог, но врач, и его педагогической интуиции можно только позавидовать.
      С именем Бенджамина Спока связан целый медико-педагогический культурный пласт эпохи с
конца сороковых годов до середины девяностых. Позднее доктор подвергся критике оппонентов,
затем на него ополчилась ВОЗ, и молодые семьи перестали следовать его учению, перейдя на
плюралистические и зачастую бестолковые подходы. Весь опыт нашей работы с заикающимися
говорит о том, что концепция воспитания доктора Спока, особенно в отношении ребенка-невротика,
исключительно правильна.  
      Для наглядности приведем пример роста статистики неврологических заболеваний и нарушений
речи в период «развенчания» теории Спока. Безусловно, на картину оказывают влияние
многочисленные факторы, но мы считаем, что отсутствие системы Спока и вообще какой-либо
системы - один из самый мощных катализаторов провала «новой доктрины ВОЗ».
      Таблица обследованных дошкольников, поступающих в школу. Средний показатель по
Лотошинскому и Волоколамскому районам Московской области.

  Год/нарушение       Неврология %        Речевые нарушения %   
          1993                        15                          12
          1995                        19                          20
          1999                        21                          25
          2001                        24                          27
          2004                        27                          36
          2005                        31                          47
          2007                        34                          64
          2010                        34                          68

      О мощности роли личности в истории писал еще Г.В. Плеханов, но то, что личность Спока
оказала  мощное позитивное и мобилизующее влияние на развитие наиболее выдающихся
достижений человечества в послевоенные годы - несомненно. Грамотные люди придерживаются
идеологии американского педиатра и сегодня, памятуя о том, что далеко не все, что освистано,
действительно неправильно. Достаточно вспомнить К.Д. Ушинского, обвиненного современниками в
«вольнодумстве». Но сегодня в знак благодарности ученому его именем названы библиотека,
улицы, школы и университеты.
      Начиная внедрять коррекционное воспитание во время нахождения заикающегося в КС, мы
благодарны  Бенджамину Споку за убежденность и дальновидность. Его концепция раннего
воспитания является органичным началом семейного коррекционного воспитания, и тем, кто
действительно хочет помочь своему заикающемуся малышу, непременно необходимо ознакомиться
с трудами этого замечательного человека.    
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение Что такое коррекционная семья Коррекционная семья сегодня Новый горизонт успешности лечения заикания у детей О начале коррекционного воспитания заикающегося Куда делся родительский авторитет? Пришло письмо Трудности и неудачи Требования к участникам процесса Перспективы развития Модели для всех Хождение за три мира Список литературы
ЛЕЧЕНИЕ ЗАИКАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ СЕМЬЕ