"Заикание в вопросах и ответах"

  С. Б. Скобликова       
                         
                                                                                ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ЗАИКАНИЯ (11-20)

 

  1. Заикается сын 6 лет, недавно его стал передразнивать младший трехлетний, повторяя по нескольку раз звуки и слоги. Мне больно за старшего, но младшему запретить делать это не удается. Что нам поможет?

 

      Описанная ситуация совершенно типична для подавляющего большинства семей. В данном случае старший ребенок испытывает психотравму на почве дефекта речи в семейной, особо значимой для него среде. Это опасно, т.к. может привести к быстрому развитию комплекса неполноценности, а также к возникновению как скрытых, так и открытых негативных взаимоотношений с незаикающимися младшими братьями и сестрами. С другой стороны, младший в семье может пострадать от подражания заиканию, которое в перенятом варианте обычно тяжелее образцового по выраженности и сложнее лечится. Старший (передразниваемый), ухватив момент, когда и младший вдруг стал подзаикиваться, поверьте, сделает «все возможное» для полного восстановления равенства. Так  дело не пойдет, и вам все-таки придется преодолевать родительское безволие. Младшему сыну необходимо строго-настрого запретить дразниться, но, естественно, не в присутствии старшего. Попытайтесь объяснить, что он делает гадость. Не поможет - найдите то, что вы сами можете передразнить в нем самом и попробуйте – это вряд ли ему понравится. Если же не помогает ничего, вам придется прибегнуть к наказаниям. Однако будьте осторожны: заикающиеся частенько наговаривают лишнего на своих братьев с целью привлечения к собственной персоне большего сострадания и понимания.

 

  1. Дочери 11 лет. Недавно она познакомилась с заикающимся мальчиком. Он ей очень нравится, они встречаются в выходные дни и ежедневно подолгу разговаривают по телефону. Стала замечать у своей девочки повторы в речи. Это общение ей не повредит?

 

      Заикание – это детская болезнь, возникающая, как правило, от 2 до 5 лет. Девочке 11 лет, и формально она уже давно выросла из этого опасного возраста. Однако, судя по всему, ваша дочь - чувствительная, привязчивая натура, да к тому же мальчик ей нравится, поэтому общение с ним может повредить ее речи. Речь ухудшится, в ней появятся повторы, запинки, остановки.

      Главное – не спешить, хорошенько подумать, взвесить все «за» и «против». Настоятельно не советую предпринимать резкие движения и запрещать общение. Ваша дочка находится в «трудном» подростковом  возрасте. Типичные черты подростков – внутреннее беспокойство, излишняя раздражительность, возбудимость. В этом возрасте ребята эмоционально «отдаляются» от родителей, мать и отец перестают быть для них авторитетами, такую роль занимает кто-то из сверстников. У вас нет никаких шансов на то, что запрет на дружбу будет воспринят правильно и адекватно. Главное, что беспокоит девочку в этот момент, любит ее парень или нет. Аккуратно поговорите с дочкой. Заранее подготовьтесь к разговору. Найдите у друга положительные черты. Заикающиеся часто – эмоциональные, оригинальные личности, наверное, именно это притягивает вашу девочку. Беседуйте мягко, ласково, обязательно сообщите, чем мальчик нравится вам лично. И ненавязчиво укажите на то, что общение с другим человеком должно украшать: необходимо следить за собой, своим внешним видом,  а для улучшения речи, возможно, достаточно лишь усилить за нею контроль. Посоветуйте девочке посещать вместе с приятелем интересный кружок или секцию, тем самым вы существенно увеличите круг общения ребят, что на пользу им обоим. Помогите дочке организовать очное общение, чтобы сократить время телефонной коммуникации, при которой речь заикающегося резко ухудшается.

      Не огорчайтесь, если беседа «по душам» не принесет мгновенного результата. Влюбленность проходит так же быстро, как и появляется. А если это – настоящая первая любовь, вы не окажетесь виноваты в ее развале. Иногда лучше ничего не делать, чем сделать что-то во вред собственному ребенку.

 

  1. Забрала свою двухлетнюю малышку из детского сада с сильным заиканием. Что необходимо предпринять экстренное?

 

      Прежде всего, успокойтесь, своим волнением вы только усугубите ситуацию. Знайте – все в ваших руках, в абсолютном большинстве случаев недуг прогрессирует из-за неправильного поведения родителей.

      Не расспрашивайте дочку, не фиксируйте внимание на заикании, ведите себя так, как будто ничего не произошло. Даже необычно широко раскрытые в волнении глаза мамы могут реактивно повлиять на ребенка. Постарайтесь выяснить причину: заикание не появляется «из воздуха», обязательно есть его провокатор. При этом недопустимо устраивать ребенку «допрос»! Пойдите в детский сад, узнайте, что произошло. Поинтересуйтесь, нет ли в группе заикающихся детей. Рассмотрите поведение взрослых: воспитателей и нянь. Сделайте вывод о психологической атмосфере в группе. В зависимости от полученной информации принимайте решение, но не торопитесь. Спешка в этом вопросе неприемлема.

      Сходите к невропатологу. Назначенное врачом лечение: микстура, травяной сбор, массаж помогает быстро и эффективно справиться с только что возникшим заболеванием. Консультируйтесь с доктором или логопедом исключительно в отсутствие ребенка. Никогда не ведите семейные разговоры на тему заикания и любых других болезней, которые может слышать малышка.

      Изучив настоящую книгу, а также книгу «Заикание: лицом к лицу», где опубликована специальная памятка родителям, проанализируйте, насколько серьезно микросоциальная и педагогическая среды вашей семьи могут провоцировать речевое нарушение. Постарайтесь исключить все небезопасные факторы.  Для успеха у вас много шансов, по статистике чаще всего дефект проходит в течение года, и ваша главная задача, чтобы он именно проходил, а не закреплялся.

 

  1. Делать или нет замечания ребенку, чтобы он помедленнее повторил то, что сказал плохо, с заиканием?

 

      Самая частая ошибка родственников заключается в том, что, увидев заикание у малыша, они сразу выдают негативную реакцию. Обращают внимание на каждую ошибку и запинку, заставляют неоднократно повторять сказанное, говоря при этом: «Не волнуйся, успокойся. Повтори еще раз помедленнее, не торопись». Многие идут дальше, предлагая говорить нараспев, отхлопывать ритм, выписывать в воздухе всевозможные фигуры, топать ногой и т.д. Таким безрассудным поведением близкие ухудшают течение болезни.

      Все дело в том, что отношение окружающих к дефекту имеет решающее значение в его закреплении и развитии. Родители могут и должны помочь ребенку в момент появления нарушения и сделать все возможное, чтобы избавиться от него. Вы увидели первые запинки. Ни в коем случае никак не покажите, что заметили это. Держите себя в руках, несмотря на то, что это тяжело. Ничто: ни глаза, ни руки, ни поворот головы или тела, ни голос не должны выдать вашего волнения. Разумеется, исключены какие-либо замечания. Малыш в силу незрелости речевой системы еще не понимает, что заикается. Ваша задача содействовать ему и дальше игнорировать дефект. Чем дольше заикание окажется незамеченным, тем больше шансов на то, что оно не зафиксируется, а, в лучшем случае, само собой пройдет. Запинки на ранней стадии возникновения болезни не несут особого вреда. Опасность представляет фиксация на них. Стоит матери или кому-то из окружающих обратить на дефект внимание, как ребенок сам станет замечать сбои в речи. Причем осознает заикание значительно лучше вас: не только услышит, но еще увидит и почувствует его. Практически сразу после того, как наступает осознание нарушения, запинки превращаются в судороги. Каждая судорога усугубляет психоречевое состояние, разрушая оставшиеся воспоминания о здоровой речи. В результате чего ребенок еще более сосредотачивается на дефекте, а чем больше заикающийся фиксирует внимание на своих речевых неудачах, тем тяжелее говорит. Память о неудачах постепенно вытирает память об успехах. Так прогрессирует болезнь.

      Уважаемые родители! Не стоит терять драгоценное время, заикание, как и любой другой тяжелый недуг, не терпит самолечения.

 

15.  Сын пяти с  половиной лет  очень  привязан ко  мне.  Без меня речь хуже. Мне что - бросить работу и сидеть с ним дома? Или нанять няню?

     

      Основная ошибка «образцовой» матери – «святая» вера в то, что ее постоянное присутствие улучшает не только речь, но и жизнь ребенка в целом. Неоднократно мы слышали от родителей высказывание: «Мать должна жить исключительно ради детей». Нам встречались неединичные случаи, когда мама заикающегося бросала престижную высокооплачиваемую работу и начинала сидеть с ним дома. Данная позиция в корне ошибочна и не способствует улучшению психоречевого состояния сына или дочери. Кроме того,  не известен ни один случай избавления ребенка от заикания подобным способом.

      Сами подумайте, чего вы достигнете, лишившись работы? Во-первых, потеряете зарплату, а, следовательно, не сможете лишний раз приобрести сыну фрукты, сходить с ним в театр, проехаться на кораблике по реке, порадовать чем-то себя, т. е. материально ухудшите жизнь всех членов семьи. Во-вторых, серьезно обедните собственный мир, сузив круг общения с окружающими: коллегами по работе, другими людьми. В-третьих, лишний раз продемонстрируете обожаемому чаду его исключительность: он настолько значителен, что мама ради него даже бросила любимое занятие. От такого развития событий не станет лучше ни ему, ни вам. Благие идеи насчет улучшения речи и бытия заикающегося быстро улетучатся, потому что реальность всегда другая: мать идет на поводу у невротика и оказывается неспособной не только помочь ему, но и организовать элементарный режим дня и питания, что приводит к ухудшению речи и поведения ребенка. В самом плохом психоречевом состоянии к нам попадали именно те дети, которые не посещали детский сад, а проводили время с мамами. Часто женщина, видя, что изо всех ее стараний получается только отрицательный результат, начинает ощущать психологический дискомфорт и доводит себя до депрессии. К сожалению, это не страшилка, а жизнь.

      Допустим, «ужастик» вас впечатлил, и вы приняли решение не бросать работу, а нанять няню. Какой в этом смысл? Что, няня окажется профессиональнее, опытнее и квалифицированнее воспитателя детского сада? А если и так, почему вы считаете возможным лишить ребенка детского коллектива и общения, так ему необходимого? У вас не крошечный малыш, а пятилетний крепыш, прекрасно понимающий, что хорошо быть дома одному с мамой, чем в числе многих в детском саду. Конечно, он всем своим видом, поведением, речью продемонстрирует, что с вами лучше. Но что дальше? До какого возраста реально держать дитя при себе? Поймите, наконец, хотя по праву рождения  сын ваш,  как  живое существо,  он вам не принадлежит и не является вашей вещью, поэтому не мешайте «цветку жизни», сотворенному Всевышним. Главная родительская задача – создать максимально хорошие условия для здоровья, счастья и гармоничного развития ребенка. Достигая этого, важно научиться жить вместе с ним, а не ради него.

 

  1. Надо ли ограждать заикающегося от общения с детьми?

 

      Ваш вопрос необычайно актуален в последнее время, все чаще именно его задают родственники только что начавших заикаться детей. Например, родители двухлетней Маши, обследованной нами, рассказали, что их малышка имела раннее речевое развитие, заикалась с 1г.3мес. Сразу же, когда началось нарушение, мама обратилась в широко разрекламированный коррекционный центр известного патентодержателя. Специалисты заведения посоветовали полностью изолировать девочку от окружающего мира: запретить смотреть телевизор, посещать детские мероприятия, играть с детьми и вообще говорить с кем-либо, кроме матери. Со слов мамы «жизнь семьи превратилась в ад». Активный ребенок очень хотел общаться. Завидев на улице кого-то из детей, девочка стремглав бросалась к нему. Мама тащила ее в обратную сторону. Маша  обливалась слезами. Тогда родители приняли решение вообще прекратить гулять с дочкой и сосредоточиться на выполнении всех рекомендаций. Состояние речи ребенка резко ухудшилось. Приходивший вечером с работы отец ежедневно видел плачущую дочь и недовольную жену. Когда мать описывала события, ее глаза были на мокром месте, а руки дрожали. Да, этой семье можно лишь посочувствовать.

      Давайте подумаем, а надо ли вообще изолировать ребенка от мира? Ведь он, как и взрослый – социальное существо, и без общения существовать не может. Мы всегда советуем родителям сначала самим испробовать то, на что обрекают дитя. Сможете ли вы сами сидеть дома, не гулять, не смотреть телевизор, не общаться с окружающими? Думаем, что нет. Так почему же вы практикуете подобное со своими детьми? У малыша возникло заикание – болезнь, при которой в первую очередь нарушается, а затем и полностью разрушается коммуникация. Нарушение общения приводит к дефектному формированию личности, а это, в свою очередь, к усугублению заикания. Образуется порочный круг. Как вырваться из него? Не слушайте вредных советов, избегайте изоляционизма, практикуемого горе-специалистами. С самого младшего возраста развивайте общительность заикающегося. Ходите с ним на площадки, где гуляют другие дети, посещайте детские центры, кружки, секции. Обязательно определите сына или дочь в детский сад, чтобы обогатить общение с ровесниками. Научите ребенка разговаривать со взрослыми. Помните: недостаточная в силу заикания коммуникация обязательно должна быть скомпенсирована избыточной, и чем раньше  такая компенсация приключится, тем лучше.

 

  1. Заикающийся ребенок боится темноты. Как с этим  бороться?

 

      Страх темноты не является врожденным, а возникает в процессе взросления и воспитания. Зачастую за  эту боязнь родители принимают сдвиг биологических часов в младенческом возрасте. Многие груднички путают день и ночь, что вызывает стабильный плач и требование внимания в темноте. Мать и отец, не понимая сути происходящего, считают, что кроха просто боится тьмы и поэтому плачет при выключении света. Дальнейшее индуцирование указанной фобии на малыша со временем может вызвать реальный страх.

      Нам встречались случаи, когда родственники своими разговорами и поведением провоцировали возникновение данной фобии у детей. Так, мама, выходя вечером из комнаты маленького сына, регулярно говорила: «Закрывай глазки и спи немедленно, если не будешь спать, придет серенький волчок и утащит за бочок».

      Бабушка наказывала внука, отводя его в темную кладовку, при этом пугала мальчика крысой Шушерой, якобы живущей там.

      Одна мать, страдающая страхом темноты, считала, что и ребенок обязательно должен иметь эту фобию и мешала ему полноценно отдыхать ночным включением света.

      Другая, зацикленная на идее, что ночью с дочкой что-то может случиться, не давала спать ни себе, ни ей постоянным хождением в детскую и многочисленными проверками. Неудивительно, что во всех этих семьях ребята страдали никтофобией.

      Уважаемые родители! Заикающиеся, подстегиваемые невротической конституцией, более подвержены различным страхам, чем их здоровые сверстники. Не навязывайте детям свои фобии, не перекладывайте собственные застарелые психологические проблемы на их плечи. Преодолевать страх придется не вам, а ребенку, преодоление же – всегда тяжелый болезненный процесс.

      Однако вы спрашиваете о борьбе, значит, дело уже зашло далеко.  Прежде всего, проанализируйте домашние жизненные условия, взаимоотношения с сыном или дочерью, другими членами семьи, собственные слова и поведение. Возможно, вы сразу найдете причину страха. Разрядите обстановку от взрослых конфликтов и тревог. Строго соблюдайте режим дня, питания и сна, который следует освободить от всяческих ритуалов. Внимательное отношение к изобретенной родителями фобии, выражающееся в виде приоткрытой двери, включенного ночника и другого бреда может привести к прогрессированию и дальнейшему развитию уже серьезного самостоятельного невроза. Подобные проявления подлежат немедленному устранению. Конечно, нельзя просто выключить свет и запереть дверь, но и выяснение, обсуждение страха лишь подогреют интерес к нему. Советуем вам всегда придерживаться правил последовательного отхода ко сну. Ужин, отдых, «Спокойной ночи, малыши!», ванная, туалет, кровать. К моменту сна ребенок должен быть готов ко сну и хотеть спать. Накушавшись торта на ночь и насмотревшись «Техасскую резню бензопилой», не заснет даже взрослый, и ему обязательно послышится скрежет зубьев пилы рядом с ухом или под кроватью, а развивающаяся психика может не выдержать напора и весьма болезненно отреагировать. Избегайте страшных фильмов, мультфильмов, сказок. Расскажите малышу, когда он уже лежит в кроватке, короткую сказку на ночь или стишок в темноте. Если на это нет времени, в любом случае, выключив свет, хотя бы пару минут побудьте с ним, погладьте  по голове, чтобы он понимал: «Я любим, днем или ночью, в темноте или при свете родители всегда со мной».

 

  1. Внуку 3 года, возникло заикание, но логопеды говорят, что заниматься рано. С какого возраста должен заниматься логопед?

 

      Как правило, логопеды отказываются работать не только с заикающимися, а и со всеми нуждающимися в речевой помощи детьми до 5 лет. Причин этому несколько. Одна из них – в том, что до этого возраста ребята слишком подвижны, активны, непоседливы, им тяжело усидеть на месте и заниматься каким-то делом. Малыши не могут сконцентрировать внимание на предмете более 5 минут, постоянно отвлекаются и имеют недостаточно развитую память. Кроме того, они чрезмерно впечатлительны, часто капризничают и проявляют недовольство происходящим. В силу данных возрастных особенностей развития психики коррекционная работа с младшими дошкольниками объективно серьезно затруднена.

      Вторая причина состоит в том, что речевая система еще окончательно не сформирована, и специалисты часто рассчитывают на то, что по мере ее совершенствования  к 5 годам заикание пройдет и звукопроизношение наладится. Эта общепринятая позиция дефектологов не совсем правильна: логопедические занятия, нацеленные не на исправление заикания, а на развитие речи, будут весьма полезны вашему внуку. Улучшится не только речь, но и память, внимание, возрастет объем знаний и представлений о мире.

      Однако даже если достойный профессионал не найден, это не означает, что родители не должны заниматься заиканием. Одно дело – занятия, а другое - поиск, нахождение и реализация правильного подхода к воспитанию и развитию заикающегося ребенка. Это и есть ваша необходимая и достаточная работа по преодолению недуга в таком возрасте, чему и  призвана помочь данная книга.  Логопед должен  только то, что может, его  возможности и ответственность ничтожны в сравнении с возможностями и ответственностью родителей. Поэтому читайте, думайте, консультируйтесь и главное - не вредите собственному ребенку. Надеемся, что тщательное выполнение наших рекомендаций, много стараний и малость удачи избавят мальчика от последующих коррекционных занятий, и тогда вы с гордостью сможете констатировать, что горькая чаша болезни вас миновала.

 

  1. Что делать, если у заикающегося ребенка нарушено звукопроизношение? Что исправлять раньше: звуки или заикание?

 

      Когда у  ребенка нет заикания, а есть легкая (дислалия) или тяжелая речевая патология (общее недоразвитие речи, стертая форма дизартрии, задержка развития речи и др.), логопед сразу начинает заниматься с ним. Когда же «на горизонте» появляется заикающийся, родители получают немедленный отказ в виде: «Исправьте сначала заикание, а звуки мы вам потом быстренько поставим». Это мнение ошибочно, но не обижайтесь на специалистов. Более честен тот, кто вовсе откажется работать, чем тот, который будет делать это годами, не достигнет никакого результата, но «проделает огромную дыру» в вашем кармане.   

      Бесспорно: сначала надо исправлять произношение, и это принципиально. Звукопроизносительные дефекты являются самостоятельными, однако совместно с заиканием они значительно ухудшают общую картину речи и являются провокатором болезни. Чаще всего судороги возникают именно на тех «трудных» звуках, которые не говорит или неправильно говорит ваш малыш. Грамотная логопедическая работа над исправлением звукопроизношения ослабляет выраженность заикания, а иногда – совершенно избавляет от него. Кроме того, коррекция дефектов произношения несоизмеримо более проста, чем коррекция заикания. Поэтому не стоит прыгать через голову, надо всегда идти от простого к сложному.  

      К поиску специалиста и воспитанию правильного звукопроизношения относитесь очень ответственно. Стремитесь не просто «поставить» звук, а автоматизировать и ввести его в речь.  Помогайте сыну или дочери, помимо занятий с логопедом, обязательно должны быть ежедневные домашние уроки с зеркалом, тетрадью, заданиями. Вы увидите, как на глазах малыш станет более усидчив, внимателен, ответственен, с какого-то момента речь начнет активно качественно улучшаться.

      Однако не затягивайте процесс: если после одного месяца коррекционных занятий с дефектологом (частным или детского сада) нет никаких улучшений в произношении, срочно ищите другого специалиста или другое дошкольное учреждение. Всегда верьте в победу: если ребенок научится элементарному (правильному произношению звуков), следовательно, он продвинется еще на один шаг вперед к преодолению такого сложного недуга, как заикание.

 

  1. Дочь 5 лет стала заикаться год назад. Заикание то появляется, то пропадает. Нужно сейчас заниматься лечением или подождать, когда оно совсем пройдет?

 

       По-другому, дорогие мои,  заикание у детей не развивается! Только так, волнообразно. Именно симптом повторного возникновения является последним звонком болезни. Появившись вновь, заикание демонстрирует, что дверь, через которую оно ломится, не заперта; и если напасть зачастила, стало быть, нашла себе уютное комфортное гнездышко. Уже целый год вам необходимо думать о том, что не так в вашем королевстве, почему вдруг система: ребенок – родители - семья  стала курортом для заикания. В вашем возрасте уже пора поторопиться выбирать методику лечения. «Авось» в данном случае помогает так же хорошо, как и во всех остальных.

 

   
          ПОЛНЫЙ СПИСОК ВОПРОСОВ   (откроется в новом окне)      
   
   От автора Вопросы с 67 по 73
   Профилактика и лечение заикания    Воспитание заикающегося ребенка и семейные взаимоотношения
Вопросы с 1 по 10 Вопросы с 74 по 78
Вопросы с 11 по 20 Вопросы с 79 по 84
Вопросы с 21 по 30 Вопросы с 85 по 92
Вопросы с 31 по 40 Вопросы с 93 по 100
Вопросы с 41 по 51    Рассказы
   Дошкольное и школьное обучение заикающегося ребенка Больные люди
Вопросы с 52 по 56 Чужая
Вопросы с 57 по 61 Убивец
Вопросы с 62 по 66 Правильные советы правильным родителям в стихах
 
    ©  2011г. Все права защищены. С.Б. Скобликова  

По изданию ISBN 978-5-9902251-1-4. (М., С.Б.Скобликова, 276 стр., 2011 г.)

   

www.skoblikova.ru

   
     

© Рисунки Веры Авдеевой