"Заикание в вопросах и ответах"

  С. Б. Скобликова         
       

«...родители не могут по-настоящему любить своих детей, если они не могут  заставить их вести себя как следует, да и сами дети не могут быть счастливы,  если не ведут себя как следует».

                                                                     Бенджамин Спок 

   
                                                                                                ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ЗАИКАНИЯ (1-10)  

  1. Что такое заикание? Не верю и не хочу поверить, что это болезнь.

 

 

      Если ребенку логопедом или невропатологом поставлен диагноз: заикание или логоневроз, вы, вероятно, уже знакомы с внешними признаками этого заболевания, такими как повторы и остановки речи, судороги и т.п., поэтому не станем на них останавливаться. Ваши эмоции можно понять: многие родители не хотят признавать заикание болезнью. Некоторым проще считать, что это - пикантный недостаток, слегка выделяющий сына или дочь из общей массы. Другие полагают, что заикание - вредная привычка, не дающая ребенку начать говорить свободно. Мать и отец  Ивана С. называли дефект речи «проблемкой». Заметьте, даже не проблемой, несмотря на то, что их десятилетний сын уже почти не говорил, много, где лечился, испробовал даже такой экзотический способ как дельфинотерапия. Среди специалистов тоже существуют разногласия относительно классификации и типологии нарушения, оттого, подойдя к вопросу с практической точки зрения, мы должны осознавать заикание таким образом, чтобы само по себе это понимание явилось мощным стимулом для его преодоления. Стоит ли бороться с «милым недостатком»? Верить ли  в устранение «вредной привычки»? Надо ли вообще тратить время и силы на «проблемку»? Повзрослев, дочь или сын вряд ли  правильно оценит ваши сомнения. Заикание - болезнь, причем склонная к прогрессированию. Только уяснив эту объективную реальность, вы сможете, если действительно этого хотите, настроить и себя и ребенка на борьбу с недугом. Однако очень не советуем углубленное копание в методологиях и терминологиях, обычно эти родительские труды являются контрпродуктивными. Разбираться в научных тонкостях - исключительная участь профессионалов.

      Итак, заикание – это тяжелая болезнь, которая по Международной классификации болезней МКБ-10 относится к Классу: Психические расстройства и расстройства поведения, Блоку: Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте, имеет Код: F 98.5. Более того, сложность и многогранность дефекта ставит его на совершенно особенное место, подобных заболеваний больше нет. Специалистам и родителям необходимо отчетливо понимать: при заикании, кроме речи, лечить необходимо все многочисленные проявления, предпосылки  и последствия этой болезни.

 

       

  1. Каковы причины возникновения заикания? Его может вызвать грипп?

  

   

      Заикание начинается не у всех, а лишь у соматически и невротически ослабленных, ранимых, восприимчивых, эмоциональных, предрасположенных к невротическим болезням и состояниям ребят. Заикание никогда не возникает само по себе. Обязательно есть причина возникновения или пусковой механизм. Причин, приводящих к возникновению недуга, очень много. Все они окончательно не изучены. Пусковым механизмом бывает болезнь, перенесенная матерью во время беременности; травмы, асфиксия (удушье) во время родов; заболевания центральной нервной системы. Возможно появление нарушения речи у малыша в результате перенесенных инфекций, интоксикаций и травм. Любая соматическая болезнь (ОРВИ, бронхит, трахеит, пневмония, ринит, аденоидит и др.) может оказать неблагоприятное воздействие на организм ребенка и спровоцировать заикание. Что касается вашего вопроса, то грипп – это острое вирусное инфекционное заболевание дыхательных путей, при котором наблюдаются резкий подъем температуры, озноб, лихорадка, мышечные боли, головная боль, чувство усталости. Грипп – далеко небезопасная болезнь. При тяжелых формах развиваются серьезные осложнения, известны случаи летальных исходов среди детей младше двух лет. Вирус гриппа подавляет иммунитет. Данная болезнь может задержать развитие речи и исказить его. В нашей практике встречались случаи возникновения заикания и других речевых нарушений у детей после перенесенного гриппа.

      Острая или хроническая психическая травма является пусковым механизмом заикания.

      Острая психотравма чаще всего вызывается эмоциями испуга и страха. Раньше в основном встречалось заикание, возникшее от испуга: ребенок пугался внезапно появившейся собаки, неожиданно выскочившего из-за угла отца, пытающегося «развеселить» его. Мы наблюдали испуг от громкого салюта, страшной маски на новогоднем празднике, фильма или мультфильма ужасов, гула низко пролетающего самолета. Сильные эмоции страха также приводят к возникновению дефекта. Нам встречался страх утонуть в море, страх от катания на аттракционе «Крутые горки», страх смерти в ситуации нападения на семью вооруженной бандитской группы. Острая психотравма вызывается не только отрицательными, но и положительными эмоциями. Третий день рождения сына родители решили отметить с размахом: заказали праздник в «Макдоналдсе» с клоунами, громкой музыкой, песнями, плясками, подарками. Психика малыша не смогла выдержать огромного количества положительных эмоций: утро началось с заикания.

      К заболеванию приводит и длительная психотравмирующая ситуация, например, в период развода родителей; конфликт в семье на почве ревности; патологическое воспитание и т.п.

      Подражание заикающемуся ребенку или взрослому тоже  провоцирует болезнь.

      Нередко нарушение появляется у детей, которые перенапряжены бесполезной информацией, слишком много времени проводят перед телевизором и компьютером.

      Одна из самых частых причин возникновения заикания – перегрузка сложной, не соответствующей возрасту информацией. Родители читают малышам книги для более старшего возраста, учат с ними стихи. Модно стало изучать иностранный язык с двух-трех лет.     

      Любое отклонение от нормативного развития способно привести к возникновению заикания: раннее речевое развитие с бурным накоплением словарного запаса; или, наоборот, задержка психоречевого развития, алалия, общее недоразвитие речи, характеризующиеся низким объемом знаний и представлений о мире, малым словарным запасом; стертая форма дизартрии, дислалия, ринолалия.

      Ваш ребенок может иметь предрасположенность к данной болезни. В возрастной промежуток до пяти лет функция речи еще окончательно не сформирована, несовершенна и ранима. Именно поэтому при любых неблагоприятных воздействиях  реален ее сбой.

 

 

  1. Приводит ли к заиканию переучивание с левой руки на правую?

 

 

      По статистике у 33 % детей с перевоспитанной леворукостью развивается заикание. Давайте постараемся понять, почему это происходит. Доминирующая рука определяется головным мозгом человека. Так, правое полушарие отвечает за левую сторону тела, а левое полушарие – за правую. Правши – люди с доминирующим левым полушарием, которое ответственно за речь. Они лучше владеют словом, аналитическим и оперативным мышлением. Левши – люди с доминирующим правым полушарием, ведающим образным, зрительно-пространственным, чувственным восприятием и интуицией, поэтому среди них так много гениальных, ярких, творческих личностей: римский император Тиберий, Юлий Цезарь, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Марк Твен, Альберт Эйнштейн, Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Джулия Робертс, Роберт де Ниро, Сильвестр Сталлоне, Том Круз, Фидель Кастро.

      Главное отличие левшей от правшей заключается в том, что в обычной жизни у них больше задействовано правое полушарие головного мозга. Оно совершенно не воспринимает слова на слух, а может лишь анализировать речь. В случае переучивания взрослые, сами того не подозревая, ставят ребенка в постоянную травмирующую ситуацию. Навязывая левше правую руку, они искусственно меняют доминирующее в действиях полушарие головного мозга, заставляя работать левое полушарие, а не правое. Анализ речи нарушается, что негативно отражается на речевых способностях. Любое вмешательство в естественное развитие молодого организма способно нанести вред его физическому и психическому здоровью. У ребенка могут возникнуть различные нарушения: комплекс собственной неполноценности (я не такой, как все, поэтому меня переучивают), стресс, невроз, заикание, тики, задержка развития речи и психики. Несмотря на то, что уже написано достаточно литературы на эту тему, нам регулярно встречаются случаи, когда родители, воспитатели и учителя провоцируют возникновение заикания у левшей, заставляя их пользоваться правой рукой.

      Леворукость – не болезнь и не вредная привычка, а естественная особенность организма, такая же, как и праворукость. Левшам намного сложнее, так как все в мире приспособлено под правшей, поэтому надо быть особо внимательными к своим малышам, учитывать их особенности: эмоциональность, чувствительность, медлительность, необычную походку, несинхронизированность движений, «пляски» некоторых букв на письме. Родителям следует просить учителя посадить ребенка с левой стороны парты для его удобства и удобства праворукого соседа. Мамам и папам стоит развивать ведущую руку рисованием, письмом, а ведущую ногу – спортом. Левши часто достигают успехов в теннисе, боксе, хоккее. Отрадно, что сейчас стали производить полезные предметы для них: ножницы, линейки, точилки, компьютерные «мышки», инструменты, спортивные товары. Особым успехом пользуются ручки, карандаши, фломастеры треугольной формы. 13 августа отмечается всемирный День леворуких, которых в мире более 500 миллионов. Это праздник их защиты от всевозможных посягательств на природный дар – левшество.

 

 

 

  1. Наша семья интернациональная. С ребенком говорим на разных языках. Он стал заикаться. Могло быть двуязычие причиной заикания?

 

 

      Билингвизм – это способность разговаривать на двух языках. Билингвы растут в семьях русских эмигрантов в Америке, Германии, Канаде, Израиле. Дома эти дети находятся в одной языковой среде, а на улице, в детском саду и школе – в другой. Много двуязычных имелось в республиках Советского Союза, где обязательным было изучение родного и русского языков. Билингвы появляются в разных странах от смешанных браков, когда мать разговаривает на одном языке, а отец – на втором. Двуязычие – интереснейшее, но до конца неизученное явление. Оно имеет положительные моменты: с возрастом у ребенка словарный запас становится более богатым, чем у сверстников; лучше развивается память и аналитические способности; ему легче дается изучение других языков и точных наук. Билингвы обладают серьезным преимуществом, выделяющим их на общем фоне: иноязычные речевые способности позволяют мыслить  на двух языках. Данный уникальный потенциал приводит к повышению интеллектуального развития, что дает больше шансов найти хорошую высокооплачиваемую работу.

      Однако у билингвизма есть и отрицательные черты: дети обычно начинают говорить позже, им ставятся диагнозы: задержка развития речи; задержка психического и речевого развития; общее недоразвитие речи; дизартрия. В возрасте 2-5 лет они имеют в каждом из языков словарный запас ниже возрастной нормы, малый объем знаний и представлений о мире, более склонны к заиканию, входят в группу риска по этому заболеванию. Им очень трудно понимать и формулировать мысли сразу на двух языках одновременно, не хватает элементарного словарного запаса, конструкций, необходимых для общения. В еще более тяжелую ситуацию попадают ребята, растущие в трех языковых средах, к примеру, на Мальте, в Индии или на Кипре. Отец нашей знакомой годовалой малышки  разговаривает с ней на своем родном мальтийском языке, мать – на русском, а между собой родители и окружающие чаще всего говорят на английском. Девочка станет полиглотом, то есть человеком, владеющим сразу несколькими (более двух) языками.

      Очень интересные исследования были проведены недавно британскими учеными под руководством А. Мекелли (Andrea Mechelli). В эксперименте участвовало 83 британца: 25 не владели другими языками, 25 были двуязычными с раннего возраста, 33 - поздними билингвами, то есть выучившими 2-й язык в более старшем возрасте. В результате выяснилось, что у «ранних билингвов» серого вещества в нижней части теменной области коры головного мозга больше, чем у других участников эксперимента. Особенно это заметно в левом полушарии мозга. Согласно этим исследованиям раннее (до 5 лет) изучение второго языка способствует развитию той части мозга, которая ответственна за беглость речи. Чем позже начать освоение второго языка, тем менее проявляется эта особенность. Аномальный рост или активность этих структур на фоне функциональной незрелости вызывают нарушение синхронности формирования речи и могут повлечь заикание.  

      Было бы, очевидно, неправильно посоветовать мамам и папам разных национальностей не говорить с малышом до 5 лет на одном из языков. Однако, воспитывая ребенка, необходимо относиться к нему крайне осторожно, особенно если заикание  встречалось у предыдущих поколений. При этом следует избегать каких-либо других факторов, кроме билингвизма, провоцирующих речевой дефект. Ни в коем случае не смешивайте языки. Общение ребенка с отцом или матерью должно быть исключительно индивидуальным, при этом родителю необходимо говорить лишь на своем родном языке четко, понятно, немногословно, выразительно, неторопливо, давая сыну или дочке время для понимания и усвоения слов.

 

 

  1. В каком возрасте можно заметить, что  ребенок - невротик?

 

 

      Заметить предрасположенность к невротизму можно очень рано. Если у матери была осложненная беременность, тяжелые роды, при которых новорожденный перенес асфиксию, травму, родился с патологией или болел в грудном возрасте, он  уже находится в группе риска по неврозу. С рождения у будущих невротиков встречаются беспокойство, плач, плохой сон и аппетит, вздрагивания, тремор подбородка, рук, тики (мигания, сморщивание кожи лба), навязчивые движения (сосание пальцев) и другие невротические реакции. Малыши наблюдаются педиатром и невропатологом, часто имеют диагнозы: недоношенность, морфо-функциональная незрелость, физиологическая желтуха, рахит, перинатальная энцефалопатия, синдром нервно-рефлекторной гипервозбудимости, гипертензионно-гидроцефальный синдром, детский невроз.  Любой из этих диагнозов должен насторожить родителей, потому что он означает, что им придется воспитывать необычного ребенка. Такой кроха, как правило, хворает на первом году жизни разнообразными заболеваниями органов дыхания. Он сразу начинает беспокоить своих родителей и всячески привлекать к себе их повышенное внимание. Распространенная ситуация: грудничок перепутал день и ночь. Днем он спит, а ночью плачет, посреди ночи крик воспринимается громом. Мама не выдерживает, берет младенца на руки, качает и успокаивает его. Ею движут две мысли: нельзя так надрываться, а не то грыжу наорет; люди нас не поймут, скажут, что я плохая мать. Такое поведение оправданно лишь в ситуации болезни. Здоровый же ребенок, привыкнув к действиям матери, больше не захочет один лежать в кроватке, станет требовать, чтобы его постоянно брали на руки и  не выпускали из них. Именно с раннего возраста начинаются грубейшие ошибки родителей в воспитании, которые приводят к тяжелым последствиям для невротика. Хочется посоветовать: если в вашей семье малыш, находящийся в группе риска по возникновению заикания или имеющий повышенный неврологический статус (см. вопрос 74), приобретите книги американского педиатра Бенджамина Спока «Ребенок и уход за ним» и «Разговор с матерью». Внимательно ознакомьтесь с ними и выполните рекомендации знаменитого доктора. Тогда в последующем вам не придется преодолевать детскую застенчивость, агрессивность, демонстративность, шутовство, истерики, страхи, тики, заикание, энурез и многое другое.

      Невроз в детском возрасте –  распространенная болезнь, заболеть которой может практически каждый психически здоровый ребенок.  Данное заболевание возникает и расцветает в семье, и лишь в руках самих отцов и матерей не допустить его развития. Сделать это можно правильным воспитанием и осмысленным, адекватным отношением к любимому чаду.

 

 

  1. Слышала, что мальчики страдают заиканием чаще девочек. Почему?

 

 

      Двадцать лет назад на семь заикающихся мальчиков нам встречалась одна девочка, но к началу 21-го века обнаружилась тенденция к выравниванию этого полового перекоса. Сегодня соотношение один к трем в пользу мальчиков, но их «лидерство», скорее всего, долго не продержится.

      Ученые много спорят о том, почему все же юноши заикаются чаще. Большинство предполагает более лабильную нервно-психическую деятельность у мальчика и, следовательно, его большую предрасположенность к болезни. Нам кажется такой подход слишком общим. Мы - сторонники гипотезы возникновения полового  перекоса  на фоне разновозрастного формирования у полов детской сексуальности. В момент развития психоречевой системы (от 2 до 5 лет) находится в активном формировании и психосексуальная система человека. Именно в этот период обе системы подвержены сбоям и в зависимости от развития каждой могут вступать в сложные резонансные  взаимодействия. У девочек психосексуальная система развивается несколько позднее и обычно уже тогда, когда психоречевая более организованна и менее ранима. Общемировая акселерация привела к тому, что девочки стали в этом вопросе развиваться быстрее, что и объясняет увеличение их доли в общем числе заикающихся детей.

 

 

  1. Наследуется ли заикание?

 

 

      Наиболее часто об этом спрашивают беременные заикающиеся женщины и волнующиеся мамы, у которых заикаются мужья. Их беспокойство вполне оправданно: возникновение нарушения у детей, имеющих заикающегося родителя, распространенное явление. И не случайно говорят о семейной отягощенности при этом заболевании.

      Ученый Дэннис Драйна (Dennis Drayna) и его группа из Национального института глухоты и других коммуникативных расстройств в Мэриленде (США)  провели исследования, результатом которых стал вывод: речевой дефект связан с повреждениями генов 12-й хромосомы. Ученые надеются доказать, что заикание - биологическое расстройство, а это положит начало разработкам лекарств, позволяющих вылечить его. Однако работа еще не завершена и встречает возражения оппонентов. Во-первых, не у каждого заики, принимающего участие в эксперименте, оказались поврежденные гены. Во-вторых, как тогда объяснить факт, что даже в семьях, пораженных заиканием, нет-нет, да и встречаются отпрыски, не страдающие этим нарушением. В-третьих, как истолковать  феномен, когда у двух тяжело заикающихся родителей дети не заикаются? В-четвертых, почему патология появляется и в тех семьях, где родственники никогда не заикались? И, наконец, в-пятых, как нам удалось вылечить заикание у большого количества детей? Что, разрушенная хромосома восстановилась коррекционными мероприятиями?

      Мы придерживаемся точки зрения, что заикание как болезнь по наследству не передается. Однако ребенок может унаследовать предрасположенность к заболеванию от заикающегося родителя, видимо, и обусловленную генетической аномалией. Если малыш унаследовал тип нервной системы заикающегося родителя, то очень высока вероятность того, что он со временем станет заикаться. Если же ребенок унаследовал тип нервной системы незаикающегося родителя, то такого не произойдет. Ваши дети могут и не получить предрасположенность к дефекту, но это не исключает ее у внуков. Кроме того, велика вероятность получения нарушения по подражанию. Если кроха слышит заикание в период формирования речи – очень высок риск возникновения болезни.

      Родитель должен иметь информацию о дефекте, потому что «предупрежден – значит вооружен». К правильным действиям приведет осознание того, что малыш находится в группе риска по возникновению заикания. Для того чтобы спасти его от ваших страданий, необходимо взять в руки всю свою волю и заставить себя пройти серьезный курс исправления речи, овладеть лечебной методикой еще до того, как ребенок появится на свет.

 

 

  1. Насколько позднее грудное вскармливание позволяет избежать заикания и других проблем в речи?   

    

 

      Недавно мы занимались с Колей И. 7л.6мес. Он страдал дизартрией, заиканием, общим недоразвитием речи, задержкой психического развития, нарушением эмоционально-волевой сферы, дисграфией, дислексией, нарушением поведения и рядом фобий. Положительный, добрый мальчик выглядел на четыре с половиной года. Наблюдение за ним позволило заметить странную акцентуированность. Позднее бабушка рассказала, что родители ребенка - последователи новомодной школы для мам «Драгоценность», провозглашающей принципы естественных родов на дому, совместного сна, позднего грудного кормления, постоянного ношения малыша в специальном шарфе и т.п. Честно говоря, ранее на консультации даже не задавали вопросов про «это», но именно с Коли стали так поступать. Нами было обследовано еще четверо детей с очень похожими диагнозами и предысторией. Все они были чрезвычайно задержанными в развитии, спали в позе эмбриона, совершали неконтролируемые сосательные движения губами в спокойном состоянии, имели проблемы в общении со сверстниками, были дезорганизованы и дезадаптированы. Теперь на обследовании вопрос позднего кормления грудью обязательно ставится нами в исследовательских целях. Поясним свое отношение к проблеме. Сегодня Интернет пестрит статьями о пользе грудного кормления по принципу: «Чем дольше - тем лучше». Мы встречали россказни о некоторых индийских племенах, кормящих до 14 лет. Ба, какая красота, представляете, подходит этакий детина и говорит: «Давай, маманя!» А сам набедренную повязку еще пальмовым листом укрывает. Смешно? Нет, отвратительно и страшно. Нечто подобное достаточно красочно отражено в кинофильме «Одноклассники». Просьба четырехлетнего мальчика «мама, а можно мне у этой тети молочка?» действует на родителей отрезвляюще. Где тот предел, до которого можно, а за которым нет? Кто сказал, что ребенок в 2 года и тем более в 3 не имеет сексуальности и не понимает именно такого типа счастья? По Зигмунду Фрейду оральный этап психосексуального развития - от 0 до 1 года, анальный - от года до 3, фаллический - от 3 до 5 лет. «Дедушка» Фрейд уточнял, что для каждого человека этапы индивидуальны, но точно можно сказать, что мальчики двух с половиной – трех лет прекрасно понимают «тему», поэтому и Коля мамину грудь считал самым приятным воспоминанием «детства». Он помнил каждый штрих: сцеживание, молокоотсосики, мамины движения руками и т.п. Интересно, что мать кормила грудью младшего братика полутора лет в присутствии старшего, терпеливо ожидавшего, когда она нацедит ему молочка «в рюмочку». Грудь он упоительно называл «сисечкой», а в ответ на наш недоуменный взгляд с улыбкой и  блеском в глазах спрашивал: «А разве вам не нравится это молочко?»

      Очень странно, что родители считают детей дураками, не способными подметить, что прячущаяся на пляже и так мучающаяся при переодевании на людях мать дома открывает малышу нечто сокровенное, чего ранее так стыдилась. Наше мнение – грудное вскармливание должно быть закончено до того момента, когда ребенок может его вспомнить, т.е. максимум до полутора лет. Все, что позднее, скорее инцест, чем естественная необходимость.

      Теперь по порядку «о пользе». Говорят, что позднее кормление укрепляет иммунитет, но разве антитела вырабатываются не собственным организмом ребенка? Разве малыш в 2-3 года все еще находится в утробе? Разве собственный иммунитет не наиболее важен? Так, где же логика? Говорят, что позднее кормление способствует «полноценному вызреванию желудочно-кишечного тракта», т.к. ребенок получает пищеварительные ферменты от мамы. А когда же он будет вырабатывать свои, на пенсии? Напротив, это сильнейшим образом тормозит развитие ЖКТ, и таким мамам еще долго придется подбирать еду своим деткам. Говорят, грудью надо кормить долго, потому что это убережет от желудочных инфекций. Но зачем грудью – этому способствует любая лактоза. Говорят, что позднее кормление положительно влияет на становление артикуляторного аппарата, способствует улучшению мозговой деятельности, памяти и социальной адаптации. По нашим материалам это нисколько действительности не соответствует, напротив, дети позднего грудного вскармливания часто  страдают дизартрией и заиканием, имеют задержку психического развития, а уж об их социальной адаптации вообще можно забыть. «Крепкий тыл» ребенку дает не мамина грудь, а правильное воспитание. Полемика «Говорят» приведена по материалам статьи консультанта по грудному вскармливанию Ксении Соловей (www.baby.ru). Мы убеждены, что кормить до трех лет может только мать, которая не умеет и не знает, что дальше делать с малышом, для которой воспитание приняло уж совсем первобытный оттенок.

      Это «действо» может нарушить психосексульную, психосоциальную и эмоционально-волевую сферы, привести к детским неврозам и, в конечном счете, генерализованным психическим отклонениям. Конечно, мы не одиноки в своем убеждении безоговорочного вреда позднего грудного вскармливания. Например, психолог Е. Могилевская уточняет: «Убедительно доказано, что ребенок, которого продолжают кормить грудью в этом возрасте, умеет разговаривать гораздо хуже своих сверстников: страдает его дикция, запас слов. У малыша нет необходимости совершенствовать свою речь, если все его потребности легко удовлетворяются мамой. Кстати, по этой же причине грудное вскармливание мешает социальному развитию ребенка» (www.pregnancy.org.ua).  Несомненно, грудь не должна заменять ребенку весь мир.

     Возвратимся к нашему герою. Мальчика с учетом тяжести состояния пришлось консультировать у очень известного психиатра, и список назначенных лекарств был неутешительно велик.  Мы верим, что у него все получится и исправится, но родителям лучше «не нарываться». В заключении напомним анекдот с бородой. Генсек ЦК КПСС Л.И. Брежнев в целях ознакомления с живописью эпохи Возрождения посетил выставку. Ходил, смотрел, улыбался. Подойдя к картине «Мадонна с младенцем» долго стоял, думал, а затем сказал: «Эту картину с выставки убрать». На вопрос «почему, Леонид Ильич?»  ответил: «Ребеночек великоват». 

 

 

  1. Какая профилактика заикания возможна в раннем возрасте?

 

 

      Заболевание всегда легче предупредить, чем лечить. Чтобы избежать заикания и других психоречевых нарушений, необходимо создать благоприятный психологический климат в семье. Проблемы мамы и папы – это их взрослые проблемы, которые они должны решать, не привлекая внимания малыша. К сожалению, современные родители частенько забывают об этом, полагая, что ребенок слишком мал и ничего не понимает. Не следует выяснять свои отношения, кричать, шуметь в присутствии крохи, какого бы возраста он ни был. Детство – самое счастливое время жизни, и не надо омрачать его собственным безумием.

      Особое внимание обратите на кормление. Раннее грудное вскармливание, в отличие от позднего, стимулирует развитие координации, органов дыхания, глотания, речевой артикуляции и принципиально полезно. И наоборот, раннее искусственное вскармливание из бутылочек приводит к возникновению у детей дефектов ротовой полости, челюстей и зубов. Аномалии прикуса и зубочелюстного ряда нередко являются причиной неправильного звукопроизношения. Конечно, малыш растет, наступает время, когда грудного молока не хватает, и родители начинают прикармливать из бутылочки. До какого же возраста надо это делать?

      Чилийские педиатры во главе с Кларитой Барбоза (Clarita Barbosa) вместе с коллегами из Вашингтонского университета в США исследовали 128 детей от 3 до 5 лет. Они изучали характер кормления, особенности поведения и качество речи детей на разных этапах развития. Ученые пришли к выводам: 1) отказ от кормления из бутылочки в 9 месяцев уменьшает риск развития речевых нарушений; 2) дети, продолжающие сосать соску или пальцы дольше 3 лет, в 3 раза чаще приобретают дефекты речи. Современным родителям, отдающим предпочтение бутылочкам, соскам, позднему грудному вскармливанию обязательно следует помнить, что если до года сосание – естественная потребность малыша, то после двух лет – это уже психическая дисфункция. Если сосательный рефлекс закрепится в качестве компенсаторно-защитной реакции, это может вызвать  детский невроз, в том числе и заикание.

      Обязательно занимайтесь развитием хватательного рефлекса новорожденного. Чем чаще малыш будет хватать, тем скорее станет созревать его мозг. Сначала надо тренировать кроху в хватании пальцев матери, затем – висящих над ним игрушек. Постепенно давайте грудничку в руки погремушку, чтобы он смог схватить ее и ощутить. Развитие хватательного рефлекса приводит к развитию мелкой моторики. Существует определенная взаимосвязь между моторикой и речью. Как правило, дети с дефектами речи имеют плохо развитую мелкую моторику. В дальнейшем помогут пирамидки, матрешки, шнуровки.

      Хочется особо остановиться и на таком удобном виде «малышкового» транспорта, как коляска. Никто не спорит с тем, что она нужна и важна, но, как говорится, «до поры до времени». Когда ребенок научится ходить, постепенно сокращайте время его нахождения в коляске и давайте ему возможность самостоятельно двигаться и познавать окружающий мир. В начале 80-х годов известный американский врач-психотерапевт Гленн Доман, основавший Институт развития человеческого потенциала в Филадельфии, писал: «Движение есть фундамент всех остальных человеческих способностей, и именно в подвижности лежит ключ к высокоразвитому интеллекту». К сожалению, сейчас на улицах Москвы и многих европейских городов нередко видишь смешную картину: сидит этакий крупненький пупс лет четырех с половиной в колясочке, ножки от земли кверху приподнимает, а во рту – соска. Как жаль, что его родители не понимают: поощряя пассивность, они сдерживают развитие психики, что с высокой долей вероятности может повлечь ее критический сбой. Бывает, не успел годовалый ребенок сказать  «э»  и показать пальчиком на игрушку, как  немедленно от мамочки или бабушки ее и получил. Хочется призвать родителей – не предупреждайте действий малыша своим навязчивым уходом. Допустим, потянулся за игрушкой – пусть дотянется или доползет сам. Нами замечено, что 9 из 10 заикающихся детей испытывают трудности в самообслуживании и при разрешении элементарных бытовых задач, поэтому  основными критериями профилактики в раннем возрасте можно считать: развитие, активность и самостоятельность.   

 

 

  1. Заикаюсь с детства, сыну 3 месяца. Что я должен делать, чтобы он не заикался?

 

 

      Вы, к сожалению, упустили время. Надо было пройти курс коррекции речи еще до рождения сына. Даже если пройденная методика оказалась и не самой эффективной, все равно она дала бы вам возможность значительно проще общаться с крохой. Но, как говорится, «лучше поздно, чем никогда». Найдите в себе силы и мужество, займитесь исправлением собственной речи. После коррекционного курса вы станете более уверенным, подкованным, вооруженным, владеющим собой человеком.

 

      Если же вы неспособны на этот шаг, помочь может соблюдение правил общения, направленных на снижение воздействия фактора подражания. Разговаривайте с сыном только тогда, когда абсолютно убеждены в своих силах. При общении используйте простые слова и фразы, умышленно упрощая речь, не давая возможности возникнуть судорогам. Не читайте ему детские произведения (сказки, стихи). Заниматься развитием речи, чтением, учить стишки с малышом должен незаикающийся родитель или родственник. Пойте колыбельную и детские песенки, когда сын подрастет, играйте с ним в игры, не требующие активного вербального участия (мяч, шашки, шахматы, настольные игры), ходите в бассейн, на экскурсии, выставки, прогулки.

      Используйте для развития речи ребенка такой интересный  методический  прием,  как  прослушивание  аудио-сказок,  стихов,  песен.  Однако  не  увлекайтесь  и  к опережающему развитию не стремитесь.

      Никогда не разговаривайте по телефону при малыше, уходите на балкон, на улицу, в другое помещение. При этом создавайте условия, чтобы он вас не слышал. Например, вам звонят. В комнате, где находится сын, включите спокойную музыку. Выйдите в другую комнату или на кухню, закройте за собой дверь. Музыкальный фон не даст возможности услышать вашу речь. Когда разговор закончен, выключите музыку. Со временем объяснить свое поведение мальчику вы сможете важностью телефонных разговоров. Если по каким-то причинам вы не можете обеспечить выполнение этих условий, не стесняйтесь сказать собеседнику: «Я перезвоню», отложив беседу до удобного момента. Ребенок не должен слышать заикание, не ведите при нем никаких значимых, эмоциональных разговоров, потому что возбужденные эмоции ухудшают состояние речи.

      Ваш малыш особенно нуждается  в посещении детского сада, где он будет находиться в здоровой речевой среде.

      Обязательно внимательно ознакомьтесь с ответом на   9-й  вопрос о профилактике заикания в раннем возрасте.

      Не опускайте руки! Старайтесь, делайте все возможное и невозможное, но отрицательный пример не должен стать единственным примером, на который вы способны. Если вы по характеру болтун, научите себя входить в состояние некоей кратковременной эйфории, при которой речь льется рекой, экспериментируйте и вообще, как говорила Ю.Б. Некрасова: «Делайте что угодно, но не заикайтесь!» Успокаивайте себя тем, что вероятность возникновения и закрепления болезни после 5 лет ничтожно мала, поэтому ограничивать себя в общении придется недолго. Любите своего ребенка, и он никогда не узнает о том, сколько труда стоила вам его свободная речь.

 

   
      ПОЛНЫЙ СПИСОК ВОПРОСОВ   (откроется в новом окне)      
 
   От автора Вопросы с 67 по 73
   Профилактика и лечение заикания    Воспитание заикающегося ребенка и семейные взаимоотношения
Вопросы с 1 по 10 Вопросы с 74 по 78
Вопросы с 11 по 20 Вопросы с 79 по 84
Вопросы с 21 по 30 Вопросы с 85 по 92
Вопросы с 31 по 40 Вопросы с 93 по 100
Вопросы с 41 по 51    Рассказы
   Дошкольное и школьное обучение заикающегося ребенка Больные люди
Вопросы с 52 по 56 Чужая
Вопросы с 57 по 61 Убивец
Вопросы с 62 по 66 Правильные советы правильным родителям в стихах
 
  ©  2011г. Все права защищены. С.Б. Скобликова  

По изданию ISBN 978-5-9902251-1-4. (М., С.Б.Скобликова, 278 стр., 2011 г.)

   

www.skoblikova.ru

   
   

© Рисунки Веры Авдеевой