"Заикание в вопросах и ответах"

  С. Б. Скобликова      
                       
   

                                                                                             ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ЗАИКАНИЯ (21-30)

 

  1. Мой 6-летний сын разносторонне развит: играет на пианино, танцует, изучает английский и немецкий языки. Все педагоги в голос говорят: «Талант». Стоит ли исправлять заикание? А вдруг именно оно выделяет его от остальных?

 

      Ваш вопрос напомнил мне давнюю историю. Наш знакомый армянин Карен, очень образованный добрый человек подружился, а затем и женился на  грузинской модели - красавице Лие.  Свадьба была прекрасна, как и отношения молодых. Через год родился сын, а Карен уехал в долгосрочную заграничную командировку. Лия, воспользовавшись отсутствием супруга, собралась исправить, как ей казалось, проблему, которая ее портит. Она надумала  придать собственному носику греческие очертания. Несмотря на болезненность процедуры, Лия воплотила мечту  в реальность.  Она, как на крыльях, летела в аэропорт встречать мужа и похвастаться, но получился  жуткий конфуз. Узнав Лию, Карен стал буйно кричать и жестикулировать, чем привлек внимание толпы. Он, не справляясь с эмоциями, бормотал: «Что ты наделала? Почему меня не спросила? Я ж полюбил тебя такой, как ты была!» Все, конечно, разрешилось благополучно… 

      Итак, вы думаете, что заикание вашего замечательного парня - его человеческая черта? Отнюдь. А если бы он имел тугоухость или чрезвычайно слабое зрение, т.е. страдал нарушением функции слуха или зрения, стали бы вы с этим бороться? Полагаю, да, и безотлагательно. Но мальчик страдает заиканием, т.е. нарушением функции речи! Эта болезнь с возрастом прогрессирует, и ее клинические проявления очень далеки от понятия красоты. Ваш сын еще ребенок, хотя и очень талантливый, но сегодня именно вы принимаете за него решения, и каждое необходимо обдумывать с точки зрения того, как на это посмотрит он, став взрослым. Хуже всего себя чувствуют именно те родители, которым дети говорят: «Я любил музыку, а вы заставляли меня заниматься теннисом. Я любил компании,  а  вы  запирали меня дома. Я заикался, а вы меня не лечили». В человеке все должно быть прекрасно, и надо стремиться сделать для этого все. Вашему ребенку никак и ничем не повредит коррекционная методика, делающая его более уверенным, более красивым и более здоровым человеком.

 

  1. Говорят, что заикающиеся дети умнее незаикающихся. Это так?

 

     Желание родителей видеть своего ребенка в лучшем свете, особенно когда он имеет недостаток, естественно. Мамы, начитавшись всевозможной литературы о дефекте, рассуждают так: «Плохо, что ребенок заикается, но зато он умнее всех остальных». Да и пресса частенько поддерживает идею, утверждая, что заикание – это болезнь  интеллектуально развитого общества. Специалисты, много лет занимающиеся проблемой, перефразировали бы по-другому: не интеллектуально развитого, а безграмотного общества, лишенного правильной информации о недуге.

      Сожалеем, но миф о высоком интеллекте заикающихся – это всего лишь миф, и нет ни одного научного изыскания, его доказывающего. Наоборот, наши многочисленные исследования, разноплановые сравнительные тестирования уровня интеллектуального развития заикающихся и незаикающихся детей, проведенные как в амбулаторных условиях, так и в коррекционной семье, дают однозначный вывод: умных заикающихся ровно столько же, сколько и умных незаикающихся. Средний и низкий интеллект встречается с одинаковой регулярностью как у нормально говорящих, так и у заикающихся ребят, поэтому не пытайтесь выдать желаемое за действительное. Ваша позиция непродуктивна и блокирует единственно верную мотивацию бескомпромиссной борьбы с недугом. Прогрессируя, заикание наносит непоправимый вред психике, что во взрослом возрасте только затрудняет интеллектуальный рост. Неправильное воспитание при заикании может серьезно замедлить развитие интеллекта.

      В прошлом году у нас были одновременно мальчики одного возраста 6л.6мес. Ринат Н. и Матвей Л. Заикались оба приблизительно одинаково, однако Матвей имел очевидное недоразвитие интеллекта против совершенно нормального интеллектуального развития Рината. Матвей считал только до 12, а Ринат до 1000, но безошибочно делать это не мог. Матвей умел плавать, хорошо рисовал, отлично играл в шахматы, завязывал шнурки, правильно держал столовые приборы, вытирал рот после еды, свободно пользовался туалетом. Ринат этого ничего не мог. Оба мальчика ходили в хор, однако песню, и не одну, спел только Матвей. В целом он производил более благоприятное и соответствующее возрасту впечатление, несмотря на свой сниженный интеллект. Дифференциальное сравнение наглядно показывает, что активизация адаптационных способностей позволяет развивать личность ребенка, а торможение приводит к ее недоразвитию независимо от уровня интеллекта.

 

  1. Каковы главные принципы устройства режима дня?

 

      Сначала давайте определимся с тем, что такое для заикающегося режим дня. Если не уточнить этот момент, то потеряется главная суть, и все дальнейшее обсуждение перейдет в ранг разрешения вопроса: «Так ехать или не ехать на рыбалку?» Итак,  режим дня для заикающегося – это автономный и очень эффективный лечебный  компонент.   Подчеркиваем: именно лечебный! Уникальность этого компонента состоит в том, что его  способна организовать  каждая семья без затрат каких-то нечеловеческих усилий. Заикающийся ребенок – нервно-ослабленный (см. вопрос 69), и любая бессистемность и непредсказуемость  в организации жизни дестабилизирует его нервно-психическую деятельность.  Он не должен сомневаться в том, что произойдет сегодня,  когда и в каком объеме  это случится, тогда и его биологические часы будут соответствующим образом настроены. Просыпаясь утром, малышу надо знать, что он не проспал и спешить некуда,  что его ожидают  туалет и зубная щетка в течение, допустим, десяти минут, а затем завтрак из двух блюд  в течение двадцати, после чего он идет в детский сад или гулять. Абсолютно всему полезнее происходить по часам, которые не меняются, когда захочется и выбираются  родителями. Но если уж вы выбрали завтрак в 8.00, обед в 13.00, полдник в 16.00, ужин в 19.00, прогулку с 16.00 до 18.00, телевизор с 20.00 до 21.00, то обязаны придерживаться данного графика ежедневно, годами, постоянно. Таким образом, главный принцип организации режима дня – это принцип постоянства.

      Никто не говорит, исключения в режиме имеют право быть, но они,  являясь исключениями, призваны только подтверждать правило. Мамы и папы никак не могут поверить в то, что заикающемуся ребенку действительно трудно справиться с неопределенностью. Допустим: «Васенька, ты покушал? Пойди, погуляй, когда устанешь, приходи ужинать». Бедный Вася в обозримое время должен  решить четыре задачи: достаточно ли  покушал, хочет ли  гулять, устал  или нет и пора ли ужинать. Каждая из этих совершенно никому не нужных задач отнимает у ослабленного ребенка крупицу здоровья. А должно быть так: «Васенька,  полдник кончился, собирайся на прогулку, на ужин в 19.00 я тебя позову».  Мы уже не говорим о том, что заведенный вами порядок попутно и даром укрепляет родительский авторитет, так необходимый при воспитании заикающегося малыша.

      Вторым принципом организации режима дня является принцип безопасности. Как ни странно, но многочасовые прогулки на свежем воздухе, так любимые молодыми мамами, считающими их крайне полезными, могут причинить заикающемуся вред. Сорванец, «оторвавшийся по полной», наверняка окажется утомлен или перевозбужден. По нашему опыту, прогулка не должна превышать 1ч.30мин., но в день их вполне может быть две. Другой небезопасный момент случается в семьях, где родители, приходя с работы, начинают «вкладываться» в детей, и занятия различного рода продолжаются позднее 21.00. Это опасно нарушением предсоночного состояния и, как следствие, нарушением сна. Любая конструктивная деятельность с ребенком (в том числе и игровая)  не может проходить позднее 20.00. Это время для отдыха, кино и разговоров. Заикающемуся  до 7 лет нельзя ложиться спать позднее 21.30. Утро проходит в просоночном переходном состоянии  от сна к бодрствованию, это очень чувствительное для психики время, которое категорически недопустимо занимать мультфильмами. Утром сына или дочь ждет реальный день, реальный мир, и если его заменить мультипликационным суррогатом, реальность может со временем показаться «отстоем», как говорят современные подростки. В целях безопасности своего дитя проанализируйте время, которое он занят  различным обучением, секциями и пр., до 10 лет заикающийся не может учиться более 20 часов в неделю. Разработав разумный режим дня для ребенка в соответствии с изложенными принципами, вы будете не только лечить его, но существенно облегчите  свою собственную жизнь, придав ей больше порядка и организованности.

 Лечение детского заикания без  режима дня - напрасный труд.

 

  1. Как связано питание заикающегося и его невротическое состояние?

 

      Этот вопрос мамы обычно задают с ехидцей в голосе, скептически думая про себя: «Ну и что вы сейчас скажете, я-то точно знаю, что абсолютно никак не связано».

      Ошибаетесь. Ваша главная задача - воспитать здорового индивида, но уже в самом слове «воспитание» сокрыто понятие «питание», а значит, среди многих факторов внешней среды, имеющих большое значение для растущего человека, важнейшее место принадлежит именно ему. Многочисленные научные исследования доказывают, что гармоничный рост и развитие происходят только в том случае, когда организм получает необходимый «строительный материал»: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду. Недоедание крайне опасно, при недостатке пищи происходит задержка общего физического и психического развития. Так, если ребенок от 3 до 8 лет ежедневно получает белка менее 3-3,5 г на 1 кг веса, то он неминуемо начинает отставать в развитии. Однако и избыточное потребление пищи вредно, способствует возникновению ряда болезней и снижает сопротивляемость организма. Излишек белка мешает росту и развитию, а избыток углеводов приводит к ожирению и сердечнососудистым заболеваниям. Не надо забывать и о том, что наш век – это эпоха высоких технологий и огромного количества информации, идущей с экранов телевизоров и компьютеров. Информация достаточно серьезно нагружает детскую психику, компенсировать энергопотери поможет правильно организованный прием пищи.

      Мы сейчас рассуждали о здоровом ребенке. Когда же речь идет об ослабленном, тогда взаимосвязь питания и состояния еще более очевидна. Недостаток или нерациональность питания приводят к дисфункции и гибели нервных клеток, что по определению не может не влиять на общее невротическое состояние. Чем хуже питание заикающегося – тем хуже его невротическое состояние. Все дети, попадающие в нашу коррекционную семью, страдают плохой памятью, вниманием, неусидчивостью, слабо и медленно усваивают учебный материал, да и немудрено, ведь «голодное брюхо к учению глухо». Большинство из них в своей семье недоедает, некоторые переедают, совершенно не едят горячее, а требуют через каждые 15-20 минут конфет, печенья и пряников. Родители никак не хотят понять, что невротик не может в обед иметь одно первое, даже если супа будет 2 тарелки. А практикуемая сегодня пища в виде сухариков, чипсов, «Марсов», «Сникерсов», колы и пр. является невероятным вредом, потому что кроме углеводов практически ничего другого не содержит. Поэтому первое, с чего начните - организуйте режим питания сына или дочери. Наиболее оптимальным для невротика, по нашему опыту, является 5-6 разовый прием пищи. Еда обязана быть полноценной, т. е. содержать  строго необходимое для возрастного норматива количество калорий, высчитываемое в зависимости от веса, роста и рода занятий. Играет роль, ходит ребенок в детский сад или нет, занимается ли спортом или другим видом деятельности и т.д. Мы, вычисляя необходимую калорийность, обязательно учитываем, что воспитанник нагружен гимнастикой Стрельниковой и умственным трудом. Ежедневную калорийность считаем за 100%: в завтрак съедается 20, во 2-й завтрак – 15, в обед – 40, в полдник – 5, в ужин – 20 процентов потребляемой пищи. Если родителям сложно разобраться в этом, советуем изучить меню, предлагаемое в детских дошкольных учреждениях.

       Поправить «пищевой» вопрос нам удается очень быстро – за 2-3 дня, и именно его налаживание позволяет создать благоприятные условия для коррекционной работы. Правильно организованное рациональное питание заикающегося имеет особое лечебно-профилактическое значение. Не видим непосильного труда в этом процессе.  Если мы в состоянии создать его в коррекционной семье для лечащихся детей, то почему этого не могут сделать родители дома для своих собственных?

 

  1. Ребенок худенький, плохо ест, постоянно оставляет что-то в тарелке, болтает, вскакивает и бегает во время обеда. Недоедание ухудшает речь?

 

      Описанное вами поведение заикающегося во время приема пищи типично и является частью симптомокомплекса болезни. Невротики ведут себя именно так, а не иначе. У них наблюдается серьезнейшая дезорганизация разных сторон жизнедеятельности, проявляющаяся и в процессе еды (1).

      В предыдущем вопросе мы уже рассуждали о важности питательных веществ для растущего организма, о вреде недоедания и переедания. Не вдаваясь в научные дебри, перескажу вам информацию, полученную недавно от моей  знакомой – педиатра детского крымского санатория неврологического профиля. Заслуженный пожилой врач с большим стажем работы рассказала, что все заикающиеся, прошедшие курс оздоровительного лечения, уезжают домой с улучшением речи. В данном учреждении над заиканием не ведется специальная коррекционная работа, а лишь соблюдается режим дня, полноценного рационального питания и проводятся общеукрепляющие процедуры: бассейн, ванны, прогулки на свежем воздухе. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» - таков девиз санатория. Доктор очень сетовала, что после родительского дня у многих детей возникают проблемы с желудочно-кишечным трактом, речью и поведением. Обслуживающему персоналу требуется несколько дней, чтобы привести пациентов «в норму».

      Вот и ответ на вопрос. Если жизнь невротика грамотно и добросовестно организована, улучшается его общее физическое, невротическое и речевое состояние. Да, он не избавится от заикания, но его выраженность, а, следовательно, и способность к прогрессированию ослабеют. Раз ребенок вскакивает из-за стола, то  перед тем, как налаживать правильное питание, вам стоит активно заняться воспитанием. Обычно плохо воспитанные дети плохо едят.

     

  1. Сколько часов в день необходимо спать заикающемуся ребенку?

 

      По нашему мнению, основанному на многочисленных наблюдениях, заикающийся (ослабленный) ребенок до 10 лет должен спать не менее 12 часов в сутки: 10 часов ночью и обязательно 2 часа днем. Несоблюдение данного временного норматива приводит к недосыпанию, а оно, в свою очередь, к тому, что нервная система  не успевает восстановиться. Заикающийся быстрее утомляется, что нередко проявляется в повышенной невротизации, раздражительности, гиперактивности и ухудшении речи.

      Наш вывод полностью подтверждается исследованиями канадских ученых из Центра расстройств сна Монреальского университета, изучивших связь между гиперактивностью и недостатком сна у детей. 2057 матерей ежегодно заполняли вопросник до достижения ребятами 5-летнего возраста, а затем эти данные были проанализированы специалистами. Директор Центра Жак Монплэзир (Jacques Montplaisir) сообщил, что проблема гиперактивности связана с недостатком сна. Короткий или прерывистый сон может приводить к бессоннице, которая и проявляется в виде гиперактивности. Профессор особо подчеркнул, что дети, спящие хотя бы 11 часов в сутки, редко бывают гиперактивными.

      Изложенное, надеемся, заставит родителей призадуматься. Если малыш спит необходимое время, он не бывает гиперактивным, поэтому менее подвержен риску возникновения и прогрессирования заикания.

 

  1. Как долго читать малышу на ночь?  Читаю ему по 30 - 40 минут перед сном, но он все равно не может уснуть.

 

      В настоящее время, как в литературе, так и Интернете можно встретить невероятное множество  публикаций,  утверждающих о бесспорной пользе чтения перед сном. Одни считают его действием, укрепляющим эмоциональную связь с малышом,  другие - мощным мотивационным фактором к последующему развитию навыка самостоятельного чтения. Нам не встретилась ни одна статья, противоречащая, хотя бы отчасти, восторженному общественному мнению в отношении чтения на ночь.  Рискуя оказаться в абсолютном меньшинстве и руководствуясь собственным  аналитическим опытом на примере более полутора сотен детей, с которыми мы прожили  в условиях коррекционной семьи, выскажем собственное мнение. Начнем с того, что у человека существуют два переходных состояния из сна в бодрствование и наоборот, о которых знают гипнотизеры и пользуются ими в целях наиболее успешного внушения (суггестии). Психика как в предсоночном, так и в просоночном состоянии очень чувствительна, потому что  эти состояния серьезно облегчают  доступ к подсознанию. Отталкиваясь от этого, можно  достоверно утверждать, что длительное эмоциональное диссонансное состояние может встревожить подсознание переживаниями и начисто расстроить  сон. Некоторые специалисты советуют читать вечером по 20-30 и более минут, что вы и делаете, получая, честно говоря, совершенно предопределенный результат.

      Недавно в интернет-журнале  «Школа жизни»  прочитали статью психолога  Лилит  Мазикиной «Что дает чтение ребенку на ночь?» Приведем цитату: «Кроме того, даже развлекательные книги, прочитанные в такой уютной атмосфере и оттого вызывающие сильные, глубокие эмоции, гораздо лучше способствуют развитию, расширению кругозора, стимуляции воображения и мышления и, наконец, интереса к обучению, чем любой развивающий мультфильм или программа – большая эффективность живого общения (а такое чтение – форма общения!) в этом отношении уже доказана учеными при помощи наблюдений и опытов». Уважаемый психолог, кажется, совсем забывает, что время перед сном - совсем неподходящее для сильных, глубоких переживаний, стимуляции воображения и обучения.

      Дорогие родители, перед сном надо готовиться отходить ко сну - ни больше ни меньше. Этот процесс несложный, имеет некоторый оттенок ритуальности, но он должен быть совершенно легким для восприятия и ни в коем случае не нагружать психику эмоциями. Уважаемые мамы, поэкспериментируйте: попросите своего супруга прочесть вам на ночь 30 минут комиксы про Фредди Крюгера, а затем проанализируйте вашу способность к засыпанию, сну и восприятию хороших сновидений. Вы скажете: «Мы не читаем страшилки на ночь своим детишкам!» Но господа, вы не знаете и не можете знать, каким образом воспринимает лабильная психика ребенка Кащея Бессмертного или съеденную волком Красную Шапочку! Опасность некачественного сна у детей, тем более заикающихся, хорошо известна, и поэтому очень советуем вам ограничить вечернее чтиво 10 минутами. Для чтения, а еще лучше живого пересказа выбирайте уже ранее прочитанные сказки и стихи, пусть даже малыш слышал их неоднократно. В этом тоже есть глубокий смысл – раз снова та же сказка, значит все по-прежнему спокойно и безопасно. А для развития и эмоционального роста выбирайте другое время и  далекое от постели место.

 

  1. Какие существуют специфические правила для организации сна заикающегося?

 

      Нами уже неоднократно пояснялось, что правильное развитие, воспитание и адаптация для заикающихся детей имеет более важное значение, чем для незаикающихся. Кроме того,  невротически ослабленные малыши с младенчества нуждаются в особо качественном подходе в организации жизнедеятельности. Пробелы в воспитании и адаптации, которые спокойно может «переварить» здоровый ребенок, серьезно осложняют жизнь заикающегося и вызывают прогрессирование заболевания. Точно так же для невротика важна организация сна. Первое, что необходимо понимать  - порядок отхождения ко сну создаете и определяете только вы, исключительно вы!  Недопустимо «согласование» с сыном или дочерью, что делать раньше: чистить зубы или одевать пижаму. Даже если малышу что-то не нравится, он должен точно знать, что вы - взрослый, следовательно, главный человек в семье, и хочешь - не хочешь, а надо делать так. Этим вы достигаете множества целей, в том числе - укрепление собственной семейной роли; устранение тревоги и невротических сомнений ребенка в выборе действий. В организации сна приходится пройти между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, вся эта процедура должна иметь постоянно одинаковый на протяжении многих лет характер, т.е. ритуализированный сценарий. С другой, ни в коем случае не потакайте карапузу, требующему всевозможных разнообразных дополнений. Дополнительные ритуалы чаще всего имеют невротическую природу, и следовать им - значит потворствовать неврозу. Сегодня широко распространены ночники, вода у кровати, мультфильм или музыка на ночь и т.п.  Каждый из этих ритуальчиков может вызывать какой-то новый и быть продуцирован через обильное обсуждение с ребенком его необходимости. Если с вами так уже случилось, имейте в виду: освобождаться от этих вредных явлений необходимо постепенно, с умом, совершенно избежав толковищ.  По сути дела, процесс подготовки ко сну начинается в 20.00, когда вся активная деятельность уже прекращена, и кроха представляет, что «где-то через час» будет ложиться спать. Посмотрев «Спокойной ночи малыши!», вполне можно отправляться в ванную комнату, но через 15-20 минут - обязательно в постель. В этот момент вам следует быть особенно добрым с сыном (дочкой), рассказать что-то недолгое, а затем поцеловать, пожелать сладких снов, выйти из комнаты и закрыть за собой дверь. Это - точное и наилучшее расписание подготовки ко сну любого, но особенно заикающегося ребенка.

     Теперь  остановимся на наиболее «крутом» проявлении родительской безграмотности и безответственности – совместном сне матери с ребенком. Увы, но средства информации заполонены  бреднями о пользе совместного сна, женщины кладут с собой детей спать, а затем выставляют супруга из комнаты. Они утверждают: «Так мы все лучше высыпаемся, и ребенок становится спокойней!» За очевидность неправильности этого придется расплачиваться неврозами, скандалами и разводами. Современные мамы забыли, что раньше люди были далеко не глупее нас, и даже в глухой деревне после услуг бабки-повитухи новорожденный сразу оказывался в специально приготовленной люльке. Недавно мы консультировали семью, где мама, папа, 4-летняя дочка и 2-летний сын спали в одной кровати. Честно говоря, не хочется углубляться в дебри этого вопроса и уподобляться завсегдатаям материнских форумов, просто сообщим: наш единственный в своем роде опыт лечения заикания в коррекционной семье, обследования и контроль множества семей однозначно говорит о том, что с ребенком спать нельзя! Как сможете вы повлиять на  малыша в значимой для его здоровья ситуации, если он спит с вами в одной постели? Являетесь ли вы для него авторитетом, не говоря уж об отселенном папе? Спросите себя и не забудьте, что совместный сон может также влиять на сексуальную сферу не только ребенка, но и вашу собственную, а это слишком тонкая материя для необдуманных поступков. Как поступать – дело ваше, однако невротик - существо особое, и его здоровье очень сильно зависит оттого, насколько вы правы. Детей-невротиков нельзя брать к себе ночью, даже если они просят под предлогом страшного сна.

      Недавно к нам из Тюменской области привезли пятилетнюю Аллу Ж., родители которой жаловались на ее заикание, гипервозбудимость, гиперактивность и плохой сон. В первую же ночь своего пребывания в нашей семье девочка пришла в спальню и сказала, что ей приснился страшный сон, и она хочет, чтобы мы взяли ее к себе.  Мы проводили Аллочку до ее кровати и достаточно серьезно сообщили, что  делать этого не будем. После этого случая воспитанница перестала просыпаться по ночам, выдуманные ужастики никого больше не беспокоили, исчезли посинения под глазами, глазные тики, гиперкинезы. 

      Исследовательская команда Жака Монплэзира, о которой мы уже писали, обнаружила, что дети из бедных семей, чьи матери имеют низкий уровень образования, и которым позволялось заснуть в кровати родителей в случае, если они  просыпались  среди  ночи,  чаще страдают как от гиперактивности, так и от бессонницы. Обратите внимание, речь идет о людях с низким уровнем образования и доходов, но в нашей стране ночными «фокусами»  мучаются и очень обеспеченные граждане. 

 

  1. Есть ли какие-то требования к обустройству помещения, где живет заикающийся ребенок?

 

       Да, такие требования есть. Прежде всего, каждому человеку необходима отдельная комната. Предвидим, что многие родители сразу попытаются противоречить, говоря о  пресловутом «квартирном вопросе» и элементарном недостатке квадратных метров. Однако заикающийся ребенок имеет тонко организованную нервную систему, ранимую психику и потому особенно нуждается  в собственном жилом помещении. Ошибку совершают мамы и папы, утверждающие, что ему лучше и веселее жить вместе с братом, сестрой, бабушкой или другим членом семьи. Если есть возможность – обеспечьте ребенка своей комнатой. Заикающийся – собственник от природы, владение помещением серьезно успокаивает его и придает  уверенности в себе.

      Детская комната – личное пространство малыша, где он играет, спит, учится, бывает наедине с самим собой, проводит много времени и собирается жить долгие годы, по меньшей мере, до совершеннолетия. Именно поэтому родителям стоит грамотно подойти к выбору цвета стен, потолка, продумать вопрос света в помещении.

      Особо увлекающимся советуем провести сыну или дочке тест Люшера. Знаменитый швейцарский психолог Макс Люшер (М.Lusher) создал  цветовой тест, определяющий, какие эмоции вызывает конкретный цвет. Психолог расшифрует результаты, установит эмоциональное состояние, потребности, мотивационную сферу дошкольника, особенности его взаимодействий с людьми и подскажет наиболее предпочтительные расцветки.

      Если же нет сил и времени заниматься, то пойдите по общепринятому пути: нежелательны яркие цвета, возбуждающе действующие на психику, лучше выбирать спокойные, неброские, «теплые» тона.

      Хороший общий свет обеспечьте люстрой или лампой, не покупайте ночник и всевозможные подсветки во избежание их возможного превращения в навязчивые ритуалы (1).

      Выбирая обстановку, стремитесь к аскетизму. В комнате заикающегося должна быть лишь необходимая мебель: кровать, стол, стул, шкаф для одежды, полка для книжек, тумбочка для игрушек. 

      Недопустимо использовать для сна невротика двухъярусную кровать. По нашему исследованию, среди детей и подростков, спящих  или ранее спавших на такой кровати, 97% имели нарушения сна (97 человек из 100 обследуемых).  Как поется в песне: «Думайте сами, решайте сами иметь или не иметь».

      Не заваливайте детскую игрушками, в комнате их не должно быть более 15 одновременно. Большее количество серьезно повышает возбудимость и может явиться причиной дефицита внимания. Уберите лишние, оставьте лишь те, которые соответствуют возрастному нормативу, а также дороги и интересны сыну или дочери. Пройдет месяц-два, принесите новые, а надоевшие спрячьте. 

      Вообще детская – не игрушечная фабрика и не склад одежды, из которой ребенок давно вырос. «Лишних вещей не держи в жилище – станет сразу просторней и чище», - эти слова В.В. Маяковского особо актуальны для помещения, где живет заикающийся.

      Никогда не устанавливайте в детской телевизор и компьютер, им там не место. Данные приборы должны размещаться в общей комнате.

      Разумная организация жизненного пространства, как и порядок во всем – ключ на пути преодоления дефекта.

 

  1. Насколько опасно телевидение и компьютерные игры? Может быть, от них полностью отказаться?

 

      Нам не однажды встречались родители, которые по совету неизвестных «форумчан» или даже известных специалистов полностью лишали заикающихся детей телевизора.  Спросите, как результат? В лучшем случае никак, а в худшем, если такой запрет продолжается достаточно долго, происходят нарушения в развитии. Скажете, не может быть, раньше-то телевизора не было. Но раньше мы были несколько другими, а теперь интеллектуальный рост и развитие общения без телевидения невозможны. Дети должны видеть, как и что говорят другие, сопоставлять, делать выводы, анализировать поведение тех, кого они видят на экране. Это новый непростой мир, и в нем надо учиться жить.   Много лет назад обследовали заикающихся девочку 11 лет и ее братика 8 лет. Нам показалось странным крайне заторможенное прохождение ими элементарных психологических тестов. Отличники в школе с трудом воспринимали новую информацию, очень медленно делали домашние уроки. Оказалось - в семье не было телевизора. Мать с удовольствием слушала радио, но при этом выключала его при появлении ребят на кухне, где оно висело. Меняются требования, становятся другими объем и качество знаний, развитие необходимо, и телевидение должно быть только в помощь. Но! И как всегда «но». Просмотр фильмов и передач заикающимися в возрасте до 10 лет должен быть ограничен 60 минутами в сутки. Это средний показатель, подобранный нами в ходе двух десятилетий совместной с заикающимися детьми жизни. Понаблюдайте за вашим ребенком перед телевизором после его включения. В тот момент, когда малыш  начнет вскакивать, перебирать руками, ногами и подергивать головой, засеките время – это предел, дальше смотреть нельзя. Если даже этот лимит будет 35 минут, ничего не поделать, эмоциональная восприимчивость сугубо индивидуальна. Телевизор недопустим в качестве фона, когда ребенок его не смотрит, недопустим на кухне, недопустим в детской комнате, его просмотр должен быть вписан в распорядок дня, и тогда это чудо техники становится другом, а не врагом. Нам приходилось слышать, что так трудно выбрать программы для детей. Согласны, но нам повезло. Мы долгое время показываем воспитанникам многосерийный мультфильм компании Уолт Дисней «Винни Пух» и уверены в его своеобразном терапевтическом воздействии на заикающихся. Все зверушки так по-доброму и  с уважением относятся друг к другу, но Кристофер Робин имеет абсолютный «родительский» авторитет. Чаще всего эта семья воспринимается детьми как образец  для подражания в общении между сверстниками и родителями. Персонажи рассудительны, конструктивны, ищут и находят выход из трудных ситуаций, но всегда доброжелательны. Если разобраться, то для каждого возраста можно найти что-то действительно интересное или даже полезное. К запрещенным для заикающихся мы относим фильмы ужасов, кровавые боевики, мультфильмы с частой мгновенной сменой сюжетных сцен и телепередачи с демонстрацией заикания.

      Теперь о компьютерных играх. Этот вид игры имеет  аутентичную  природу по происхождению, создан для того, чтобы взрослые и дети не были одиноки наедине с собой. В этом есть опасный момент для заикающихся - компьютерные игры ничем и никак не развивают общение, так необходимое для преодоления болезни. Напротив, они ведут ребят в замкнутую среду собственных идей, и если эти идеи есть следствия каких-либо неврозоподобных комплексов, они могут стать последней радостью в жизни. Развивается так называемая компьютерная зависимость - новая болезнь нового века, тяжело поддающаяся лечению именно потому, что является вторичным или производным неврозом на фоне какого-либо другого заболевания, в том числе и заикания. Нет, мы не считаем, что компьютерные игры и компьютер исключены вовсе, но в строгом режиме дня они должны составлять очень малую долю – не более 15-20 минут. Есть вид вовсе непозволительных игр. Убеждены, что портативные игровые приставки, требующие непрерывного быстрого управления пальцами рук для заикающихся детишек вредны и недопустимы. Зависимость развития речи от качества мелкой моторики известна давно и так же известно, что особым образом организованные движения пальцев ведущей руки могут иметь положительный эффект для лечения речи. Напротив, хаотичные невротические бессмысленные движения пальцев приводят не только к резкому обострению заикания, но и качественно осложняют его лечение. К сожалению, таким эффектом грешат не только портативные игры, но и суперсовременные мобильные телефоны, и плееры, оснащенные всеми возможными игровыми средствами. Таким образом, заикающемуся напрочь противопоказано именно то, что ему так хочется. Не волнуйтесь, он освоит эти устройства в школе, попросив у друзей, однако постоянного их использования должен быть лишен. Без мобильника и плеера современному ребенку не обойтись, но содержать игровых возможностей эти приборы не должны. Говоря словами Аркадия Райкина: «Пусть будет все, пусть будет изобилие, но пусть чего-то не хватает!»  

 

   
        ПОЛНЫЙ СПИСОК ВОПРОСОВ   (откроется в новом окне)      
 
   От автора Вопросы с 67 по 73
   Профилактика и лечение заикания    Воспитание заикающегося ребенка и семейные взаимоотношения
Вопросы с 1 по 10 Вопросы с 74 по 78
Вопросы с 11 по 20 Вопросы с 79 по 84
Вопросы с 21 по 30 Вопросы с 85 по 92
Вопросы с 31 по 40 Вопросы с 93 по 100
Вопросы с 41 по 51    Рассказы
   Дошкольное и школьное обучение заикающегося ребенка Больные люди
Вопросы с 52 по 56 Чужая
Вопросы с 57 по 61 Убивец
Вопросы с 62 по 66 Правильные советы правильным родителям в стихах
 
©  2011г. Все права защищены. С.Б. Скобликова 

По изданию ISBN 978-5-9902251-1-4. (М., С.Б.Скобликова, 276 стр., 2011 г.)

     

www.skoblikova.ru

   
   

© Рисунки Веры Авдеевой