"Заикание в вопросах и ответах"

  С. Б. Скобликова      
                         
   

            ДОШКОЛЬНОЕ И ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЗАИКАЮЩЕГОСЯ РЕБЕНКА (52 - 56)

 

  1. Как поступить, если в группе детского сада заикающийся ребенок?

 

      Если он ваш, необходимо задуматься не только о нем, но и о других детях, исходя из того, что заикание передается по подражанию. Полагаю, вам не захочется ощущать себя виновным в чужих болезнях. Незамедлительно ознакомьтесь с доступной информацией о речевой патологии и срочно начните лечение. Спасая своего ребенка, вы в какой-то степени спасете и тех, кто рядом.

      Если вы – тревожная мама того, кто посещает группу вместе с заикающимся, то не возмущайтесь, никого не обвиняйте, проанализируйте, какой ваш малыш. Невротик или нет? Часто ли болеет? Поддается ли постороннему влиянию? Дружит ли с заикающимся? Изменилась ли его речь в последнее время? Есть ли в ней повторы, остановки, необычности? Ответ «да» на эти вопросы означает, что вам следует принять непростое решение перевести сына или дочку в другую группу или сад, заранее выяснив информацию о состоянии речи детей. Ведите себя максимально спокойно, не пытайтесь «качать права» типа: «Почему уйти должны мы, а не они?» Сделайте все быстро и так, чтобы малыш не догадался, с чем связана реальная причина его перевода.

      Если же вы - заведующая детским дошкольным учреждением, пытающаяся всеми правдами и неправдами изгнать «гадкого утенка» из своего чудесного коллектива, то давайте трезво и без эмоций разберемся. В группе появился заика. Для него и его близких  нарушение речи – огромная неприятность, поэтому вся их семья нуждается в срочной помощи, в том числе и вашей. Успокойтесь, не спешите и не предпринимайте резких движений. Побеседуйте с родителями и обслуживающим персоналом. Выясните, есть ли недостаток у родственников. Понаблюдайте за  поведением воспитателей и нянь: всегда ли они ведут себя профессионально, корректно и не доброжелательно; не было ли конкретного случая, повлекшего заболевание. Предложите родителям временно прекратить посещение сада, направьте на прием к невропатологу, логопеду, психиатру. Затем выждите какое-то время. Часто экстренные меры быстро побеждают недуг.

      Но вдруг ребенок, несмотря на все проведенные мероприятия, вернулся в группу с заиканием. Все равно не торопитесь. Призовите на помощь логопеда и психолога, организуйте индивидуальные занятия с ним 5 раз в неделю. Лучше проводить их в первой половине дня и чередовать: день – логопед, день – психолог. Эффект от занятий должен наступить в течение месяца.

      При отсутствии результата оцените характер дошкольника. Вялый, пассивный, застенчивый, безвольный ничем не повредит окружающим. Опасность представляет лишь активист, всезнайка, лидер, на которого равняются другие. В этом случае у вас реальная головная боль. Ведь вы в ответе за всех своих воспитанников и не должны допустить копирования дефекта. Но помните: нет никаких законных оснований выгонять ребенка из учреждения. Любой малыш, заикается он или нет, имеет право посещать государственный сад. Единственное, что вы можете: попытаться добиться его перевода в специализированную группу для заикающихся, если таковая есть в вашей местности. В случае частного детского сада доведите информацию до владельца. Думаю, никто не захочет рисковать.

 

  1. Ребенок не хочет идти в детский сад, плачет, цепляется за меня. Это не приведет к ухудшению заикания? Стоит вообще ходить в садик?

 

      Абсолютно нормально, что ребенку хорошо с собственной мамой. И будет, конечно, сказано банально, но человек - существо социальное. Чем раньше вы  научите малыша сосуществовать в коллективе – тем лучше, чем скорее он ощутит и поймет совместные переживания,  труд  и ответственность, тем успешнее будет адаптироваться к жизни.  Социальная адаптация для заикающегося значительно более важна,  чем для его нормально говорящего сверстника (1).  Заикающемуся  необходим как можно больший круг общения, как можно более обширная вербальная и невербальная коммуникации. Не стоит даже думать о том, чтобы «торчать» с ребенком дома. Его слезы могут быть признаком  вашего собственного отношения к детсаду. Вспомните, не говорили ли вы слов: «Тебе только два денька осталось до выходных, а там ты дома. Не переживай!» Сформировав  в сыне или дочери  отношение к детскому учреждению как к неприятной обузе, вы собираете горькие  плоды. Правы именно те родители, которые заранее ведут подготовку к садику, рассказывая о том,  как они сами были детьми, о праздниках, елках, дружбе. У воспитанных так детей ваших проблем не бывает. Кроме того, описанное поведение  свидетельствует как о слабости вашей собственной семейной роли,  так и характерной  для невротика стереотипичности. Если мальчик (девочка) с отменной регулярностью затевает одинаковые плаксивые сцены, значит, он при этом получает желаемое (гипервнимание, гиперласку и гиперопеку), а вы не в состоянии ничего изменить, т.к. не имеете достаточного влияния. Потакая проявлениям невротизма, вы тонете сами  и топите своего ребенка. Проведите серьезный разговор, уточнив, что так было, это правильно,  и так будет! Объясните, что скандалами малыш делает вам плохо, вы страдаете и терпеть этого больше не хотите. Начните «пропаганду» здорового коллективного образа жизни. И если вдруг после беседы снова та же песня – молча передайте отпрыска воспитателю и уходите быстро, не оборачиваясь. Обычно три-четыре  дня молчаливого «спроваживания» исправляют положение.  Для тех, кто на такое неспособен, есть более простой вариант.  "Выступления" невротика  всегда направлены «против»  одного члена семьи, если заикается сын – на мать, если  дочь – на отца. Поэтому достаточно поручить процедуру проводов  супругу, и истерикам конец. Детскому дошкольному учреждению замены нет, а для вашего ребенка это истина в квадрате.

 

  1. Что лучше для заикающегося дошкольника: посещать обычную группу детского сада или специальную для заикающихся детей?

 

      Лучше посещать обычную группу, где заикается он один. В этом случае ребенок постоянно слышит хорошую речь окружающих детей и взрослых, имеет дополнительную возможность зафиксировать на ней внимание, развить свой искаженный  фонематический слух и подражать здоровому речевому образцу. Его родителям следует обратиться за помощью к педагогам. Достаточно провести небольшие грамотные воспитательные беседы, и дети с пониманием и добротой отнесутся к отличающемуся от них приятелю, ни в коем случае не станут дразнить и обижать из-за дефекта. Нахождение в благоприятной речевой и психологической среде дает заикающемуся больше шансов, по меньшей мере, на то, что в дошкольном возрасте не произойдет прогрессирования болезни.

      Однако мы уже останавливались на том, что посещение им обычной группы может повредить остальным незаикающимся воспитанникам. Вот и получается, «что русскому хорошо, немцу – смерть».

      Что касается специальной группы или детского сада для заикающихся детей. Давным-давно, в брежневские времена, существовала и функционировала государственная система дефектологической помощи населению. В эту систему входили специализированные детские сады для заикающихся, работающие по традиционной методике коррекции. Перед всеми сотрудниками стояла задача максимального избавления обучающихся от дефекта. И с ней успешно справлялись. Дошкольники посещали сад 2-3 года. Этого времени хватало, чтобы вылечиться. Большинство воспитанников побеждало недуг и выпускалось в обычные школы, меньшинство продолжало обучение в речевых. Вот такие группы или сады, реально помогающие заикающимся, полезны. Однако сейчас они уничтожены. Много лет назад по Центральному телевидению мы видели передачу о последнем подобном садике. Заведующий чуть не плакал, говоря о развале системы и закрытии подобного важного детского учреждения. На смену этим группам и садам пришли другие, работающие по неопробованным или вообще ненаучным методикам и принципам. Там тоже что-то делают, проводят всевозможные мероприятия, говорят правильные слова, но на деле мы ни разу не сталкивались с грамотной, профессиональной работой в многочисленных группах логоневроза и заикания. Наоборот, к нам обращались отчаявшиеся родители ребят, много лет безрезультатно посещающих эти группы. Как говорится, «а воз и ныне там». Первая причина такого положения вещей, с нашей точки зрения, распад централизованной государственной бесплатной дефектологической помощи. Достойные коррекционные методики существуют, но они или полностью игнорируются Министерствами образования и здравоохранения или недоступны из-за коммерциализации и  патентованности. Вторая – выход на пенсию профессионалов - стариков, замена их другими, недостаточно подготовленными специалистами, которые о заикании имеют сугубо академическое представление. В итоге страдают заикающиеся дети, их бестолковое нахождение в среде себе подобных зачастую только ухудшает состояние речи.

 

  1.  Существуют ли особенности дошкольного обучения заикающегося?

 

      Да, такие особенности существуют. Первая и главная  – развитие и обучение заикающегося дошкольника дома должно происходить в созданной родителями лечебной среде, при которой дефект не получит расцвета. Это означает строгое соблюдение режима дня и питания, обязательность полноценного дневного и ночного сна, наличие прогулок, отсутствие перегрузок и учебной деятельности после 20.00, адекватное воспитание, правильные семейные роли и многое-многое другое. Организовать такую среду сложно лишь на первый взгляд, в реальности ее создание сверхзадачей не является. Перед такой же необходимостью встают родители детей, имеющих любое другое тяжелое заболевание, например, детский церебральный паралич, диабет, астму. Оттого, насколько у вас получится, напрямую зависит не только успех лечения заикания, но и правильное развитие, и обучение малыша.

      Вторая важнейшая особенность – обучение заикающегося обязано соответствовать возрастным нормативам. Все наши мамы имеют удивительно одинаковое стремление сделать ребенка вундеркиндом. С самого раннего возраста читают сложные литературные произведения, показывают фильмы, понять которые малыш не в состоянии, находят суперразвивающие техники и программы. Девочке 4 с половиной года. Мать с упоением рассказывает, какая она умница: ежедневно подолгу слушает книгу «Волшебник изумрудного города», смотрит фильмы про Гарри Поттера. Сначала малышка не понимала ничего в действиях героев, но старшие: 14-летний брат и 12-летняя сестра все разъяснили. С тех пор разумница только это кино и смотрит. При этом мама искренне удивляется и не может понять, почему в последнее время девочка стала повторять звуки и слоги, испытывать сложности начала речи. Мамино недоумение так же вызывает внезапно появившееся нежелание дочки изучать буквы и листать книжки. А разве буквы интереснее Гарри Поттера? Да, столько написано литературы на тему того, что сложная информация перегружает несформированную психику ребенка и является провокатором заикания, но мамам все равно неясно. Так хочется до них «достучаться». Заикание - болезнь растущего детского организма, совместно со становлением речи формируются мышление, внимание, память, моторная деятельность и т.д. Эти процессы тесно взаимосвязаны и составляют некий комплекс. Нарушение скорости развития любого процесса этого комплекса может дестабилизировать нервно-психическую деятельность ребенка и вызвать заикание. Как говорили раньше крестьяне: «Каждому плоду свой срок». Вспомните времена своего детства. На обороте обложки писали, для какого возраста произведение: младшего, среднего, старшего дошкольного или младшего школьного и т.д. Никому в голову не приходило купить 4-летнему ребенку книжку для младшего школьного возраста. То же происходило и с фильмами. Конечно, их было намного меньше, чем сейчас. Но малыши по пятницам смотрели «В гостях у сказки», а по субботам - «АБВГДейку», а их старшие братья и сестры - «Приключения Электроника». Современным родителям, возможно, сложнее, чем их мамам и папам, потому что книжек сейчас несчитано, но  информационные надписи на них – огромная редкость, а уж о фильмах и говорить не приходится. Однако выход есть - обратитесь к знающим людям: педагогам, воспитателям, методистам. Не сомневаемся: вам позволят ознакомиться с обязательным списком литературы для конкретного возраста. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» расписаны все навыки и умения, которыми должен владеть ребенок. Заикающийся нуждается в этих навыках больше, чем незаикающиеся ровесники. Не пытайтесь сравнить своего с соседскими детьми, мол, они тоже не умеют. Они не умеют, а вашему это жизненно необходимо, потому что заикание приводит к пассивности, нежеланию искать выход из элементарных ситуаций, а затем и к социальной изоляции. Еще раз повторим: организуя домашнее обучение заикающегося, прежде всего научите его необходимым навыкам. При обучении изучайте литературу, показывайте мультфильмы и фильмы, понятные ребенку.

      Третья особенность – обязательность нормализации произношения. Мы уже затрагивали вопрос о возрастных нормативах, уточним - как и для любой другой развивающейся системы, существует и норматив, оценивающий состояние речи. В 5 лет звукопроизношение обязано быть чистым, все звуки ребенок должен говорить правильно. Однако обследоваться логопедом необходимо как можно раньше. Опытный специалист заметит будущие нарушения, не дожидаясь «последнего звонка». В нашей практике имели место многочисленные случаи выявления стертой формы дизартрии в возрасте от 2 лет. Успех ранней диагностики предопределяет наилучшие условия для устранения обоих речевых нарушений.

      Четвертая особенность проистекает из трех первых. Избирательно подходите к выбору игрушек, развлекательных журналов, игр и телепередач. У подавляющего большинства заикающихся детишек, имеющих дефекты произношения, были «шепелявые» игрушки. Не смейтесь! Любимая пони Звездочка пятилетней Ани Е. говорила так: «Фладкий фон фмыкает очи, фпать пора, фпокойной ночи!» Девочка ее в точности копировала. Шестилетний Егор Л. учился читать по журналу «Скуби-Ду», где текстовые поля очаровательных комиксов пестрили перлами типа: «Па-па-папа, ку-ку-да ты?» У семилетнего Кира У. от игры «The Maze» на фоне истерики произошел моментальный сход заикания в тяжелую форму. Мы сыграли, все были в шоке – попробуйте, не пожалеете! А современный ребенок, даже шести лет, может легко скачать такую в Интернете. Телевидение пестрит насилием и грубостью, однако в таком милом шоу «Поле чудес», которое многие считают познавательным, добрый дядя Леня так классно подзаикивается, разговаривая именно с детьми. Почему бы малышам не копировать любимчика? Ничего не объясняя, переключите телевизор.

      Пятая особенность – обязательное одновременное развитие коллективизма и самостоятельности. Учеба заикающегося всегда связана с детским коллективом. Лучший вариант, когда малыш еще не говорит, а уже активно общается со сверстниками, ощущая себя своим среди своих. Избегайте помощи ребенку в элементарных бытовых ситуациях, которые он способен разрешить сам.

      Шестая особенность или, скорее, совет. Заикающийся с детства должен думать не только о себе, но и о других. Это поможет позднее существенно снизить акцентуацию на себе, что облегчит течение и лечение болезни, если, конечно, это потребуется. Добиться этого просто. Просите малыша о помощи, а затем постепенно делайте для него помощь обязательной и ответственной. Лучше давать индивидуальные поручения, усложняя их по мере взросления. Причем одноразовая помощь возымеет обратный эффект, результат даст только систематическая обязанность. Например: «Даша, теперь после завтрака посуду моешь только ты!» или «Димочка, с этого дня только ты будешь выносить мусор!» Обязанностей по дому много, они - общее дело, и нет никаких причин для того, чтобы в 5 лет убирать за ребенка постель.

     И последняя, седьмая особенность. Делая выбор ДДУ, руководствуйтесь соображениями не престижа, а оздоровления и, естественно, всеми вышеперечисленными факторами. Превосходно, если есть футбол и танцы, но хорошо, если будет качественный послеобеденный сон. Сохранить здоровье ослабленному заиканием малышу – главное ваше дело. Здоровому ребенку значительно легче стать выдающимся, продвинутым или гениальным.

 

  1. Надо или нет учить заикающегося чтению до школы?

 

      Все зависит от того, каким образом вы собрались учить. Несмотря на невероятное разнообразие методов обучения чтению, существуют два основных и противоположных в своей основе (по материалам Анны Шевяковой). Один называется методом целых слов, другой - фонологическим. В 1930-е годы проводился ряд исследований  с целью выяснения необходимости обучения детей фонетике. Ученые пришли к однозначному выводу, что фонетика необходима. Был поставлен такой эксперимент. Группу детей пяти-шести лет разделили пополам, причем первую подгруппу обучали чтению по методу целых слов, вторую - с помощью фонологического метода. Когда обучающиеся начали читать, их протестировали. На первом этапе лучше читали вслух и про себя ребята из первой группы. "Фонологические" же легче справлялись с незнакомыми словами и к концу второго класса перегнали своих одноклассников по уровню восприятия и богатству словарного запаса.  "Целословные" дети делали типичные ошибки. Например, читая подпись под картинкой, они заменяли слова, близкие по смыслу. Вместо "лев" могли сказать "тигр", вместо "девочка" - "дети", вместо "машина" - "колеса". Стремление закрепить слово за строго определенным значением приводило к тому, что за весь год обучения эти ученики так и не смогли научиться читать новые слова без чьей-либо помощи. Стало понятно, что большинству маленьких читателей фонетика нужна. Последние исследования подтвердили то, что люди читают слова по буквам. Но из-за того, что процесс этот происходит мгновенно, кажется, что мы воспринимаем слово целиком. Пойдя дальше в исследованиях, психологи поняли, что чтение - это произнесение текста про себя. Сторонники теории восприятия текста как целого считают, что мы воспринимаем слова из текста напрямую. Но опыты показали, что во время чтения про себя задействована та же часть мозга, что и при чтении вслух. Нам неоднократно встречались ребятишки, обучавшиеся в новомодных школах гениев и «зазнайских» детских садиках, где применялось обучение методом целых слов. Они все как один читали плохо. Кроме того, в некоторых дошкольных учреждениях воспитанников оставляли на «самоопределение» в классе, и они «учились» читать самостоятельно. Воздержусь  от критики в адрес авторов этих интересных методик, но наш контингент не должен сомневаться в произнесении фонем, из последовательностей которых строятся слова. Эти сомнения и ошибки вызывают неуверенность, тревогу и, как следствие, психотравмирующую ситуацию, особенно обостряющуюся в школе. Однако заикающийся привередлив, и фонологический метод в общепринятом послоговом варианте для него также небезопасен. Традиционный способ обучения заикающихся детей  чтению по слогам оказывает на них серьезное дестабилизирующее воздействие. Стереотип заикания, сформировавшийся в устной речи, симметрично переносится на звуко-слоговое отображение письменной речи, удваивая тем самым объем отрицательного опыта заикания, причем в наиболее сложном речевом процессе – чтении. Формирование этого навыка по слогам по сути дела ведет к закреплению заикания в совершенно незнакомой для ребенка сфере познания, причем чтение с заиканием вызывает негативное реактивное влияние на устную речь, приводя к прогрессированию болезни в целом. Как же быть? Нами найден выход. На базе «Метода лечебной фонетической ритмизированной реконструкции речи» разработана уникальная «Методика обучения заикающихся чтению без заикания» (2). По форме являясь фонологической, она начисто лишена слоговой системности, поэтому ребенок, обученный читать по этой методике, при чтении больше  совершенно не заикается. Кроме того, само по себе такое чтение, как в момент обучения,  так и после него,  может служить полноценным лечебным компонентом самостоятельного применения. В нашей практике встречалось достаточно много случаев устранения детского заикания при обучении чтению по вышеуказанной методике. На сегодняшний день никакой другой альтернативы ей не существует. Поэтому  на ваш вопрос можно ответить так: если учить неправильно, то лучше подождать до школы и дать возможность речи в большей степени стабилизироваться; а если учить правильно, то чем раньше -  тем лучше.

 

   
        ПОЛНЫЙ СПИСОК ВОПРОСОВ   (откроется в новом окне)      
 
   От автора Вопросы с 67 по 73
   Профилактика и лечение заикания    Воспитание заикающегося ребенка и семейные взаимоотношения
Вопросы с 1 по 10 Вопросы с 74 по 78
Вопросы с 11 по 20 Вопросы с 79 по 84
Вопросы с 21 по 30 Вопросы с 85 по 92
Вопросы с 31 по 40 Вопросы с 93 по 100
Вопросы с 41 по 51    Рассказы
   Дошкольное и школьное обучение заикающегося ребенка Больные люди
Вопросы с 52 по 56 Чужая
Вопросы с 57 по 61 Убивец
Вопросы с 62 по 66 Правильные советы правильным родителям в стихах
 
  ©  2011г. Все права защищены. С.Б. Скобликова 

По изданию ISBN 978-5-9902251-1-4. (М., С.Б.Скобликова, 276 стр., 2011 г.)

   

www.skoblikova.ru

   
   

© Рисунки Веры Авдеевой