"Заикание в вопросах и ответах"

  С. Б. Скобликова      
                         
   

            ДОШКОЛЬНОЕ И ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЗАИКАЮЩЕГОСЯ РЕБЕНКА (57 - 61)

 

  1. Можно ли заикающемуся ребенку изучать иностранный язык?

 

      В наш 21-й век – эпоху великих открытий, технологий, прогресса и создания единых экономических пространств ответ на этот вопрос однозначен. Заикающемуся ребенку можно и нужно учить иностранный язык. Здесь нет никаких сомнений. Колебания и споры лишь в том, с какого возраста начинать. В последние годы раннее изучение неродного языка приобрело характер повального увлечения. Сначала английский стал дополнительным модным занятием в детских садах, затем - обязательным уроком со второго класса начальной школы, а потом и вовсе родители бросились учить  малышей чуть ли не с пеленок.

      Мы уже подробно рассказали о вреде подобной учебы (см. вопрос 4). Раннее изучение второго языка изменяет структуру мозга, ведающую беглостью речи, поэтому  билингвы более подвержены заиканию, чем их одноязычные ровесники.

      Вы скажете: «Речь не о том, наш ребенок заболел до того, как стал учить язык». Мы уже не удивляемся, увидев очередного тяжело заикающегося 3-летнего малыша, усиленно осваивающего английский. Напомним, что такое заикание. Это нарушение, при котором страдает, прежде всего, речь: темп, ритм, голос, фонематические слух и восприятие, интонация, произношение и др. С момента начала заболевания правильное развитие речи останавливается, и она начинает развиваться дефектно, то есть система родного языка детей до школы оказывается не сформирована на необходимом уровне, а сам язык не усвоен. У всех без исключения заикающихся происходит путаница в фонемах, замена одних звуков на другие, вставка дополнительных звуков, специфическое произношение гласных и согласных, использование эмболов – сорных слов и пр. Обратите внимание, невротики смешивают звуки собственного языка. Изучение же чужого, фонетика которого резко отличается от нашей, осложняет развитие родной речи. Так, межзубное звукопроизношение, не свойственное русскому, в английском – норма. Не раз мы наблюдали, как даже 7-8-летние начинали путать «родные» и «неродные» фонемы; переставали правильно произносить свистящие звуки и говорили их на английский межзубный манер. Подобный распад навыков правильного звукопроизношения вызывает дополнительную дестабилизацию неустойчивой речевой системы и приводит к усилению заикания. Кроме того, сомнения и неразбериха в конечном счете всегда вызывают нервное перенапряжение, фрустрации и переутомление.

      Мы абсолютно уверены, что обучение заикающихся иностранному языку не следует начинать до 10 лет. Только тогда, когда психоречевая система полностью сложится, ребенок окрепнет физически, хорошо усвоит  свой родной язык, окажется готов сознательно постигать другой, и надо начинать. Не переживайте, что опоздаете. Учиться никогда не поздно; если способности есть, они проявятся в любом возрасте. Именно вам, мамам и папам, мы адресуем слова основоположника научной педагогики в России великого К.Д. Ушинского: «Изучение иностранных языков не должно никогда начинаться слишком рано и никак прежде того, пока будет заметно, что родной пустил глубокие корни в духовную природу дитяти. Поставить какой-нибудь общий срок в этом отношении нельзя. С иным ребенком можно начать изучение иностранного языка в 7-8 лет (иногда ранее). С другим в 10-12; с детьми, обладающими слабой восприимчивостью, лучше не начинать никогда: иностранный язык только подавит окончательно и без того слабые его способности».

 

  1. В группе логоневроза, которую посещает сын, логопед научила детей топать ногой о пол или землю перед началом речи. Теперь ребенок так делает. Со стороны это выглядит неважно и не всегда помогает вызвать речь. Логопед права?

 

       В детских садах нередко встречаются настоящие энтузиасты своего дела, они стремятся помочь детям всем, чем могут. Зачастую такая помощь не имеет никакого научного обоснования или же вовсе лишена элементарной логики. «Топтание» – только один из вариантов. Сколько таких «примочек к речи» приходилось нам наблюдать: хлопки в ладоши; удары руками по туловищу; кручение в воздухе пальцем или ладонью геометрических фигур; рисование домика; выбрасывание пальцев обеих рук; вынужденное медленноговорение; речь нараспев; затягивание на 1-2 секунды звука «э» перед речью и т.п. Надо всем этим можно  от души посмеяться, если бы не понимание серьезного вреда таких, на первый взгляд, безобидных трюкачеств. Педагоги, придумывая очередной «двигательный механизм», стремятся облегчить начало речи через мгновенное отвлечение внимания говорящего на хлопанье или топанье. От этого можно получить некоторый успех в «парниковых» условиях, т.е. в момент стишка, рассказанного для учителя. Однако в жизненных ситуациях внимание будет отвлечено мощным воздействием реальных раздражителей, таких например, как внезапный вопрос или вопрошающий взгляд постороннего, обязательная речевая необходимость на уроке или перед кассой магазина. В эти моменты «палочки-выручалочки» не сработают, потому что они никак, совершенно никак не воздействуют на устойчивое патологическое состояние, не разрушают его, а значит, полностью бесполезны. Заиканию как болезни свойственно развитие  сопутствующих навязчивых движений, которые возникают как реакция на речевые трудности, а затем трансформируются в устойчивый рече-двигательный стереотип. Дети подносят руки к лицу, закрывая рот, запрокидывают голову, сжимают кулаки и т.п. Так зачем добавлять заиканию все новой и новой симптоматики? Напротив, заикающийся нуждается в освобождении от любых невротических ритуально-стереотипичных паравербальных действий. В противном случае их количество может качественно видоизменить заикание в худшую сторону. Кроме того, ребенок будет надеяться на помощь бесполезного движения, что часто приводит к возникновению ситуативного речевого коллапса. Хлопнул – не сказал, топнул - не сказал, сжал кулаки – ничего не сказал, а в итоге - полное отсутствие речи. Однако не стоит думать, что наши педагоги  способны только на это. Недавно нам рассказали о том, как в одном речевом центре был организован режим молчания. Болтушек и говорунов пугали страшными картинками-запинками и говорили: «Посмотрите, дети, скажете слово, на вас набросится запинка». Остается спросить у деятелей этого центра, почему тогда не лечить заикание испугом?

      Искренне надеемся, что логический анализ методических приемов, знакомство с ними помогут вам избежать неприятностей.

 

  1. Моя семилетняя дочь совершенно несносна. Может ли заикание провоцировать возникновение отрицательных черт характера?

 

     Давайте разберемся. Появившееся заикание, еще не став заболеванием, попадая в неблагоприятную семейную среду, начинает прогрессировать и становится таковым под воздействием разнообразных факторов, то есть не следует подменять понятия. Не заикание, а в первую очередь воспитание и неправильное отношение к невротику со стороны родителей действительно провоцируют отрицательные черты характера. А затем эти черты начинаются «кормиться» уже самой развившейся болезнью. Да, к сожалению, нередко нам встречаются эгоистичные, обидчивые, плаксивые или истеричные, гневливые, ревнивые, лживые, мнительные, тревожные, завистливые, агрессивные и мстительные  заикающиеся дети.  Каждой из этих черт можно найти оправдание. Допустим, как не завидовать чистой речи друзей? Почему не стать агрессором, чтобы отстали и не трогали? Как не ревновать мать к младшему брату, занявшему «чужое» место? Отчего не наврать, ведь так можно завоевать интерес сверстников? И так далее и тому подобное. Столь своеобразная «компенсаторная» реакция личности на ущербность не только не подавляется, но и культивируется родителями в виде оправданий и некоего всепрощающего понимания. Возникнув, отрицательные черты могут неприглядно отразиться на будущем больного ребенка, в том числе серьезно или окончательно помешать исправлению речи. Но! Мы неоднократно наблюдали как в коррекционной семье с «вождей краснокожих», словно шелуха с семечек, слетали неприятные наслоения, и дети удивительным образом преображались. Об этом говорили многие родители, принявшие наш коррекционный воспитательный подход и тем самым справившиеся с болезнью. Любое патологическое невротическое или  физическое состояние способно деформировать личность и создать комплекс собственной неполноценности, но исключительно в том случае, если вы – родители не научились правильно себя вести сами и не научили своих детей вести себя как следует.

      Приведем примеры. Сын наших знакомых страдает детским церебральным параличом. Его отец - психолог, мать - педагог коррекционной школы. Олег имеет выраженный дефект внешности, но сегодня у него уже вторая семья  и трое детей.

      Петр, брат одного из наших воспитанников, очень маленького роста и к 18 годам, несмотря на всю возможную терапию, не вырос более 149 см. Он принципиально никогда не носил ботинки на высоком каблуке, был очень добрым и работящим парнем. Недавно женился. На присланной фотографии мы увидели новобрачных - улыбающегося Петю и его молодую жену Юлию. Ее рост составлял примерно 180 см.

      Не стоит забывать – ребенок станет таким, каким воспитаете его вы. Учитесь на ошибках других, на опыте хороших, достойных людей и специалистов. Тогда ваши дети будут общительными, жизнерадостными, любознательными, уравновешенными, гуманными, честными, дружелюбными, трудолюбивыми, заботливыми, добрыми и счастливыми.   

 

  1. Шестилетнему мальчику обязательно уметь завязывать шнурки? Ведь в жизни ему это никак не пригодится, у нас нет обуви на шнурках.

 

      Очень хочется, хоть и неэтично, на вопрос ответить вопросом. А зачем ребенку уметь писать? Этот навык уже почти нигде не нужен, все больше кнопочки, экранчики. Зачем уметь мыть посуду, когда есть посудомоечная машина, и уж тем более ни к чему умение чистить картофель – пошел, купил, водой разбавил и готово. Не жизнь, а малина! А тут - бац!  Всю радость портит заикание, фи, как неприятно, и кажется надо что-то делать, а с чего начать? Выход найден! Срочно к доктору. Разбегаетесь,  он занят, а в коридоре сидит его пожилая мамуля и говорит: «Мой Сенечка такой хороший, такой умница, такой милый! Я в детстве на него не нарадовалась, шнурочки ему завязывала, умываться, одеваться помогала до 10 лет, попку вытирала – сделала для него все, всю жизнь ему отдала и не зря, вот какой хороший доктор получился». Ой, чего-то у вас лицо так покраснело? Эй, зачем вы убежали из поликлиники? Неужели не доверились такому врачу? И правильно сделали!  Представьте, а вдруг вы придете к хирургу, который и сейчас не завязывает шнурки? Просто кошмар!

      Мы с вами учимся совершать веками отработанные множеством поколений действия не для того, чтобы иметь самоцель совершать их, а для того, чтобы как можно раньше взрастить способности к достижению развитого интеллекта.  Необходимые и соответствующие возрасту навыки человека  выстраивают определенную систему  его правильного совершенствования. Спорить с этой системой -  только себе во вред! Для того чтобы ознакомиться с этим «сокровенным» знанием, достаточно заглянуть в кабинет методиста детского сада и найти там нужную вам «Программу воспитания и обучения в детском саду». Не удивлюсь, если вы обнаружите там много нового для себя. Применительно же к заикающимся детям  в который раз напомню: развитые навыки самообслуживания есть условие нормальной адаптации ребенка в коллективе и снижения эмоциональной остроты дефекта.  А в чем, собственно, проблема? Всего то и дел – вовремя научить завязывать шнурки.

 

  1. Воспитатель детского сада постоянно кричит на детей. Как нам быть?

 

      Человеческий слух обладает множеством удивительных свойств. Чего только стоит «эффект вечеринки», когда в шумной компании вы вдруг начинаете слышать только своего собеседника, а голоса остальных как бы исчезают. У многих невротиков  тоже наблюдается интересный психоакустический эффект. Если ребенок слушает громкую музыку, находится в шумном месте или воспринимает другой необычный шум, особенно крик, он временно  погружается в состояние защитного психомоторного торможения. Движения становятся неточными (неуклюжими), ответы следуют с задержкой, вопросы поступают не к месту. При этом часто малыш не в состоянии  идентифицировать шум, различить музыкальные темы или запомнить содержание громких слов. Так головной мозг блокирует сознание от  вредного  воздействия, однако нами замечено, что вынужденная блокировка обычно заканчивается серьезным психоэмоциональным и физическим утомлением.  В этот период качества речи не добиться. Более того, если невротик ранее не заикался, приступы  торможения, несомненно, способны вызвать заикание в момент выхода из этого состояния. Мыслительные процессы всегда быстрее моторных, значит, побуждение к речевому акту будет происходить в момент его физической неготовности. Отсюда вывод – если воспитатель позволяет себе кричать на  заикающихся детей, то или вашему ребенку не место в  той группе (садике) или там не место педагогу-горлопану. В своей практике мы встречали  7 случаев подобного поведения воспитателей, причем большинство, как ни странно, именно в логопедических группах. Чем руководствуются  садо-горлодеры  необъяснимо, скорее всего, недомыслием и безразличием. Обнаружив «крикуна», незамедлительно  прекратите на время посещение ДДУ, за которое разберетесь, как лучше поступить. Думается, что устного предупреждения воспитателю недостаточно, и если вы приняли решение оставить сына или дочь в прежней группе, напишите заведующей письменное заявление с изложением событий и сохраните его входящий номер. На умных людей такая реакция  действует отрезвляюще.

 

   
        ПОЛНЫЙ СПИСОК ВОПРОСОВ   (откроется в новом окне)      
 
   От автора Вопросы с 67 по 73
   Профилактика и лечение заикания    Воспитание заикающегося ребенка и семейные взаимоотношения
Вопросы с 1 по 10 Вопросы с 74 по 78
Вопросы с 11 по 20 Вопросы с 79 по 84
Вопросы с 21 по 30 Вопросы с 85 по 92
Вопросы с 31 по 40 Вопросы с 93 по 100
Вопросы с 41 по 51    Рассказы
   Дошкольное и школьное обучение заикающегося ребенка Больные люди
Вопросы с 52 по 56 Чужая
Вопросы с 57 по 61 Убивец
Вопросы с 62 по 66 Правильные советы правильным родителям в стихах
 
  ©  2011г. Все права защищены. С.Б. Скобликова 

По изданию ISBN 978-5-9902251-1-4. (М., С.Б.Скобликова, 276 стр., 2011 г.)

   

www.skoblikova.ru

   
   

© Рисунки Веры Авдеевой