"Заикание в вопросах и ответах"

  С. Б. Скобликова      
                         
                ДОШКОЛЬНОЕ И ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЗАИКАЮЩЕГОСЯ РЕБЕНКА (62 - 66)

 

  1. Можно ли заикающемуся ездить в детский летний лагерь?

 

      Закончилась школа, учеников отпустили на каникулы. Чем ваш ребенок будет заниматься 3 долгих летних месяца? Сидеть один дома, круглосуточно смотреть телевизор и играть в компьютер, а выйдя на улицу, дышать автомобильными выхлопами? Сможете ли вы проконтролировать режим дня и питания? Ведь организм школьника, особенно ослабленного, нуждается в восстановлении потраченных на учебу сил. Даже если вы не работаете, и в деревне есть дача с заботливой бабушкой, отдых в детском лагере предпочтительнее. Свежий воздух, солнце, море или бассейн, оздоровительные мероприятия - это то, что надо заикающемуся, чтобы окрепнуть к новому учебному году. У лагеря много плюсов. Он приучает к самостоятельности, ведь мамы рядом не будет, придется самому обслуживать себя, не забыть, что надо умываться и мыться, подстригать ногти, стирать и гладить одежду, да и постель, уж точно, за тебя никто не заправит. Пребывание в группе сверстников воспитывает коллективизм и снижает акцентуацию на себе. Невротик оказывается равным среди равных, это заставит считаться с другими и думать о них. У него появятся новые друзья, дети и взрослые, с которыми необходимо общаться, т.е. активизировать и развивать коммуникацию, нарушенную болезнью. Кроме того, в лагерях проводятся всевозможные занятные мероприятия, например, День Нептуна, игра «Зарница», выставки поделок, работают кружки по интересам, библиотека. Все это значительно расширяет кругозор ребенка.

      Заикающемуся, несомненно, нужно ездить в лагерь, и чем раньше вы станете отправлять его туда, тем лучше он окажется социально адаптирован к разным условиям жизни. После первого класса полезно начать, приобретя путевку на одну смену. Предпочтение отдавайте учреждениям с лечебно-профилактической направленностью.

      Перед первой поездкой вместе с ребенком купите чемодан, помогите собрать необходимые вещи, составить их список, чтобы при отъезде он ничего не забыл. Не давайте лишних, тем более дорогих вещей, у других детей их может не оказаться, не стоит портить неприятностями отдых. Расскажите сыну или дочери о своих лагерных впечатлениях, веселых историях, пионерских кострах, попросите старшее поколение вспомнить детство. Сообщите, что надо слушать воспитателя или вожатого, обращаться к ним при возникновении вопросов. Подскажите, как правильно вести себя вдали от вас, научите необходимым навыкам самообслуживания, к примеру, когда стирать мелкие вещи и как делать это правильно. Свои рассказы и науку окрашивайте в радостные и положительные тона, обязательно скажите, что будете крайне рады, если у ребенка появятся новые хорошие друзья.

      У невротиков есть особенность: оказавшись в неродной среде без папы и мамы, они начинают жаловаться, гиперболизировать незначительные неудобства, говорить, что все плохо, иногда плакать и проситься обратно. Реагировать на это следует сдержанно, пройдет неделя-другая, и негативная оценка ситуации поменяется на противоположную. Летний детский лагерь для невротика – однозначное благо.   

 

  1. Когда лучше отдавать заикающегося в школу?

 

      По санитарным нормам и правилам Российской Федерации в 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября  возраста не менее 6 лет 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья.

      Если ребенку 8-й год, значит, закончилось беспечное детство, пришла школьная пора независимо от того, заикается он или нет. Заикающийся, как и все остальные детишки такого возраста, должен собираться в школу. До свидания, игра. Здравствуй, учеба – основной вид деятельности на многие годы.

      Если ребенку 7-й год – имеется повод для глубоких раздумий и взвешивания ситуации. Малыш ослаблен, обучение же – ответственейшее дело, связанное с серьезной нагрузкой: не только физической, но интеллектуальной и эмоциональной. Не стоит спешить и подвергать заикающегося дополнительному риску ухудшения речи.

      Помимо формального возрастного подхода существует понятие «готовность к школе», которое зачастую родители вообще не берут во внимание. А зря - ученик обязан быть не только физически крепким, но и психологически готовым к трудностям школьной науки. Часто бывает наоборот: дошкольник крепыш, но его психическое развитие ниже возраста. Пора учиться, но кроме игры, его ничего не интересует. Поэтому прием в первые классы осуществляется только на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности к обучению. Помимо врачей, будущего первоклассника дополнительно обследуют логопед и психолог. Специалисты определяют - здоров он или нет; как развиты речь, интеллект, психика; сформированы ли 3 разновидности готовности к школе: личностная, волевая и интеллектуальная. Личностная готовность – это умение вступать в общение с учителем и сверстниками. Волевая – наличие нормально развитой эмоционально-волевой сферы. Интеллектуальная – уровень развития интеллекта, умственный «багаж». Логопед выясняет, какими знаниями, умениями и навыками владеет ребенок, соответствует ли психическое развитие «паспортному» возрасту. Часто мама шестилетки убеждена: «Он полностью готов к школе и все знает». Однако на деле редкий современный «вундеркинд» может правильно назвать даже свой домашний адрес, имена и отчества родителей, их и свой собственный дни рождения, не говоря уже о более сложных вопросах. Кроме того, при заикании нарушается общение и страдает эмоционально-волевая сфера, т.е. личностная и волевая готовности оказываются не сформированы. В случае выявления заикания и любых других дефектов звукопроизношения логопед не порекомендует начинать обучение, посоветует сначала исправить речь, а уже потом через год идти в школу. То же сделает и психолог, обнаружив недостаточную развитость познавательных процессов.

      Не спешите в школу, она от вас никуда не убежит. Год – большой срок. Используйте его на борьбу с болезнью, победив которую, вы создадите наилучшие условия для успешного  развития личности.

 

  1. В какой школе лучше учиться заикающемуся: в речевой, обычной, с углубленным изучением каких-либо предметов?

 

      Выбор школы, как и выбор детского сада, должен осуществляться в интересах каждого конкретного ученика. Обратившись к Закону РФ  «Об основных гарантиях прав ребенка», мы найдем термин «ребенок, находящийся в трудной жизненной ситуации», под которым понимаются и дети, имеющие различные заболевания. Именно им взрослые должны обеспечить особую заботу. Однако интересы детей на практике постоянно подменяются интересами родителей. Совершенно очевидную первоочередность в группе наиважнейшего в развитии человека имеет его здоровье. Для заикающегося это в первую очередь значит, что он не может быть перегружен и переутомлен в школе и дома. Но некоторые мамы и папы не скрывают своего желания скомпенсировать дефект сына (дочери) его особой развитостью в других сферах деятельности. Причем эти сферы по категориям и объему трудозатрат выбираются безотносительно здравого смысла. Нам встречался Артем К., который в 9 лет «успешно» занимался теннисом, футболом и музыкальной школой, одновременно учась в гимназии с углубленным изучением английского и французского языков.  На обследовании была выявлена тяжелейшая форма заикания 10 баллов по Классификатору выраженности (1). Помимо заикания, общее физическое, невротическое и психическое состояние мальчика было настолько тяжело, что иногда он не понимал смысла услышанных фраз. На наш вопрос «как же вы дошли до жизни такой?»  мать уверенно заявила: «Я не верю, что заикание пройдет, а так мы сделаем его лучше других». Когда мы «разложили  по полочкам»  губительность такого  подхода, мама вначале восприняла это «в штыки», но по мере логического продвижения консультации ее лицо мрачнело, а  усталые глаза наполнялись слезами. Ошибка поведения  родителей лежит на поверхности – они сочли заикающегося ребенка натренированным мустангом, которого можно гнать без конца.

      Возвращаясь к вопросу. При выборе школы не столько важен ее тип, сколько запрограммированное отсутствие слишком  интенсивного, объемного и напряженного учебного процесса, а также способность руководства заведения понять вашу проблему (см. вопрос 68). Выбирая образовательное учреждение, учитывайте индивидуальные особенности сына или дочери, отдавайте предпочтение лесным (санаторным) школам и школам здоровья.

      Мы не сторонники специализации обучения заикающихся в речевых учреждениях, потому что наилучшую адаптацию они получают именно в обычной школьной среде.

      Учебные заведения специальных «навороченных» типов, кроме дополнительного времени, потребуют значительно большей напряженности образования. Нацеленность на немедленные и  «непревзойденные»  учебные результаты, увы, нужна только родителям, но она может причинить детям  страдания, которых они не заслуживают. Потерпите, пока их организм  окрепнет  в созданных вами условиях наибольшего благоприятствования здоровью, а затем раскроется в полную силу. Умный человек должен уметь ждать.

 

  1. Сын пошел в 1-й класс. Там еще одна девочка заикается. Учитель посадила их на одну парту. Она сделала правильно?

 

      Родителям заикающегося целесообразно заблаговременно посетить школу и поговорить с учителем. Задача беседы – выяснить, заикается ли кто-то еще в классе, и информировать педагога о проблеме сына. Для успешного обучения мальчика крайне важно, чтобы он был единственным заикающимся в детском коллективе, находился в здоровой речевой среде, слышал правильную речь педагога и детей, пытался проводить параллели и подражать  ей.  Вы так не поступили, и ребенок оказался в еще более сложном положении. Не только он, но еще одна ученица заикается. Учительница не нашла ничего лучшего, как выделить «парочку изгоев» и посадить их рядом. Не осуждайте, педагог наверняка хотела улучшить и упростить ситуацию, причем для всех первоклашек. Но, с другой стороны, микросегрегация типа: очкарики - налево, сопливые - направо, только подыгрывает детской агрессии (см. вопрос 71). Это совсем неправильно и приведет к быстрому прогрессированию заикания, причем  как у мальчика, так и у его соседки. Ваш сын вместо того, чтобы обращать внимание на свободную речь, вынужден дополнительно концентрироваться не только на своем, но и на чужом, таком знакомом и родном  дефекте. Если другой ученик, возможно, не обратит внимания на запинку, судорогу, паузу, уловку в речи одноклассницы, ваш обязательно сделает это, то есть  произойдет двойная фиксация на чужих, и по аналогии, собственных просчетах и неудачах. Дело еще более усугубится, если девочка нравится. Обострятся ощущения страха, стыда за болезнь, появится комплекс неполноценности и нежелание общаться с незаикающимися сверстниками. Побеседуйте с учителем с глазу на глаз, принесите для изучения литературу о болезни. Объясните, что заикающихся нельзя изолировать, даже на отдельно взятой парте.

 

  1. В школе регулярно проверяют технику чтения. У моей дочки сильное заикание, она никогда не укладывается в норматив. Недавно услышала, что заикающимся нельзя устраивать такие проверки. Это так?

 

      Проверки техники чтения – обычное явление в начальной школе, они проводятся в соответствии с федеральным образовательным стандартом. Обычно учитель просит громко читать и механически подсчитывает, сколько слов в минуту прочитал ученик. Государственный норматив для 1-го класса – 30-60 слов в минуту; для 2-го – 90-110; для 3-го – 110-140. Указанные проверки направлены на выявление развитости процесса устного чтения младших школьников. Способность человека читать оценивается через способность говорить, то есть проверяется и развитость речи.  Насчет важности и целесообразности подобных проверок здоровых детей можно спорить, но контроль техники чтения для заикающегося ребенка выглядит, как ни печально, спринтом на костылях, ведь изначально понятно, что его устная речь имеет судорожный темпо-ритмический дефект. Такие «экзамены» даже у незаикающихся детишек вызывают повышенное нервное напряжение и перегрузку речевого аппарата. В эти моменты они часто волнуются, краснеют, стараются выложиться. Кроме того, навык чтения для младших школьников является новым и сложным, поэтому для обычного ученика достойно пройти проверку – серьезная задача.

      Заикающийся  же, справляясь с таким испытанием, погружается в гиперфрустрационное состояние. Он вынужден преодолеть одновременно страх, судороги и набрать ожидаемую другими скорость. Темп речи заикающегося отличается от нормативного: он слишком ускорен или, наоборот, замедлен. Понятно, что если темп медленный, ученик при всем своем огромном желании не успеет прочитать за минуту нужное количество слов. Однако даже если он ускорен, и ребенок пытается «выпалить» все поскорее, ничего не получится. Многочисленные затяжные судороги все равно замедлят или вовсе остановят речь. Кроме того, школьник по нескольку раз повторяет звуки, слоги и даже целые слова, и на этом тоже теряет драгоценное время. Помимо всего прочего заикающийся испытывает тревогу за результат, страх перед неудачей и, естественно, стыд. Обычное школьное задание превращается для него в настоящее мучение. Иногда ситуация осложняется присутствием других слушателей, у которых все получилось и с кем «неудачник» себя сравнивает. Несколько подобных «экзекуций» - и невротическое состояние ребенка резко ухудшится, что приведет к прогрессированию болезни. Мы считаем, что педагоги должны быть более милосердны и не проверять технику чтения у заикающихся ребятишек, а еще лучше, если бы были внесены соответствующие уточнения в федеральный стандарт. Сейчас родители могут обратиться к невропатологу, педиатру, дефектологу или психологу для получения специального документа о необходимости освобождения от такого состязания с болезнью. Некоторые мамы говорят: «Ничего, вся жизнь стресс, пусть потренируется». Жизнь действительно сложна, но поэтому особенно глупо и вредно волноваться по пустякам.

 

   
        ПОЛНЫЙ СПИСОК ВОПРОСОВ   (откроется в новом окне)      
 
   От автора Вопросы с 67 по 73
   Профилактика и лечение заикания    Воспитание заикающегося ребенка и семейные взаимоотношения
Вопросы с 1 по 10 Вопросы с 74 по 78
Вопросы с 11 по 20 Вопросы с 79 по 84
Вопросы с 21 по 30 Вопросы с 85 по 92
Вопросы с 31 по 40 Вопросы с 93 по 100
Вопросы с 41 по 51    Рассказы
   Дошкольное и школьное обучение заикающегося ребенка Больные люди
Вопросы с 52 по 56 Чужая
Вопросы с 57 по 61 Убивец
Вопросы с 62 по 66 Правильные советы правильным родителям в стихах
 
  ©  2011г. Все права защищены. С.Б. Скобликова 

По изданию ISBN 978-5-9902251-1-4. (М., С.Б.Скобликова, 276 стр., 2011 г.)

   

www.skoblikova.ru

   
   

© Рисунки Веры Авдеевой