"Заикание в вопросах и ответах"

  С. Б. Скобликова      
                         
                   ДОШКОЛЬНОЕ И ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЗАИКАЮЩЕГОСЯ РЕБЕНКА (67 - 73)

 

  1. Какие особенные требования предъявляются к обучению невротика в школе?

 

      Эти требования существуют, они преемственно связаны с особенностями дошкольного обучения невротика и являются обязательными (см. вопрос 55).

      Лучше начинать школьное обучение  на 8-ом году жизни, заблаговременно сформировав готовность к школе (см. вопрос 63). Ребенок должен иметь соответствующий возрасту уровень интеллектуального и волевого развития, уметь вступать в общение с учителем и сверстниками, владеть необходимыми знаниями, навыками и умениями. Наиважнейшими из них являются навыки самообслуживания, под которыми понимаются умения без помощи мамы или бабушки умываться, мыться, чистить зубы, причесываться, обслуживать себя после туалета, одеваться, раздеваться, завязывать шапку и шнурки, застегивать пуговицы, молнии и т. п. Не смог завязать шапку, не застегнул молнию на куртке – вышел на мороз, заболел. Еще того хуже - увидели ребята и засмеяли. Не смог воспользоваться туалетом – терпел и переживал, а воспользовался плохо - злобное прозвище обеспечено. А дальше – обида, изоляция, дополнительная невротизация и ухудшение речи. Несформированность элементарных навыков самообслуживания приводит к возникновению фрустрационных ситуаций, болезней, социальной дезадаптации и прогрессированию заикания. 

      Первоклассник обязан иметь правильное звукопроизношение. У заикающихся в силу специфики психоречевого дефекта искажены фонематические слух и восприятие. Даже незначительные произносительные недостатки могут усугубить заикание и вызвать нарушения письменной речи: дислексию (нарушение чтения) и дисграфию (нарушение письма). Для исключения лишних ненужных проблем целесообразно исправлять произношение до школы.

     Для успешного обучения и сохранения здоровья невротика отдавайте предпочтение образовательному учреждению, цели которого не «нагрузка, загруженность, строгость, дисциплина, достижение сверхрезультатов», а наоборот, «оздоровление, щадящий режим, индивидуальные особенности». Заикающемуся противопоказана 6-дневная учебная неделя, 2-я смена и группа продленного дня (см. вопрос 70). Ваш ребенок должен учиться в 1-ю смену 5 раз в неделю. Поинтересуйтесь, соблюдает ли школа «ступенчатость» обучения в первом полугодии, т.е. постепенное увеличение учебной нагрузки: в сентябре-октябре по 3, а во 2-й четверти - по 4 урока в день. Длительность урока в первом классе – 35 минут. Крайне полезно, если в выбранной школе есть облегченный учебный день в середине рабочей недели и дополнительные каникулы. В дальнейшем в начальной школе обязательно: не более двадцати 40-минутных уроков в течение 5-дневной недели,  имеющей один дополнительный выходной день; изучение иностранного языка с 10 лет (см. вопрос 57); отсутствие перегрузок и переутомления.

      Заикающемуся бывает сложно адаптироваться к учебе,  поэтому создайте положительный настрой на школу, ни в коем случае не пугайте тревожного, мнительного ученика «старой и злой» учительницей, длинными уроками, короткими переменами, трудными домашними заданиями и т.п. Настраивайте на то, что в школе понравится, и хорошо учиться обязательно получится.

      Вместе с ребенком, чтобы он прочувствовал значимость и ответственность мероприятия, приобретайте письменный стол, полку для книг, школьный костюм, ранец, тетрадки, канцтовары; определите постоянные места для новых вещей и предметов. Они не должны быть слишком яркими, а их количество излишним, иначе первоклашка постоянно станет отвлекаться.

      Правильно организуйте рабочее место, проследите за удобством мебели, высотой стола и стула, освещением. Если ноги невротика не достают до пола, он постоянно станет болтать ими, отвлекаясь от работы. Если стол завален лишними предметами, будет размышлять о них, а не об учебе. Свет должен падать слева, а у левшей - справа.

      1 сентября, после торжественной линейки с цветами и первым в жизни уроком не помешает сделать домашний праздник с поздравлениями, пожеланиями, чаепитием, любимыми вкусностями. В школьные будни уходить из дома и возвращаться невротик должен в созданную родителями терапевтическую среду, при которой дефект не прогрессирует. Для сохранения здоровья школьника необходимо продолжать строго соблюдать режим дня, питания, отдыха, прогулок, дневного и ночного сна.

      Следует первую четверть провожать и встречать ученика, подробно объяснив школьный маршрут. Интересно поиграть на местности в пешеходов: первоклассник обязан запомнить дорогу и уметь преодолевать ее безопасно. Конечно, даже если у него есть сопровождение, рано или поздно встанет вопрос о сотовом телефоне. Полезнее купить простой мобильник, без наворотов, компьютерных игр и Интернета и использовать его по прямому назначению: для экстренной связи с ребенком.   

      Избирательность в выборе игр, журналов, книг и телепередач так же актуальна, как и ранее. Требования те же: произведения лишь для младшего школьного возраста, лишенные повторяемых слов и разбивки по слогам. Передачи, фильмы и телешоу без демонстрации заикания и быстрой смены кадров; «страшилки и ужастики» так и остаются под запретом. Учитывая необычайно возросшую интеллектуальную и физическую нагрузку на заикающегося, не следует засиживаться перед телевизором во вред ночному сну. Школьник должен начинать сборы ко сну не позднее 21.00, а в 21.30 уже крепко спать. Возможно,  стоит временно отложить компьютерные занятия на выходные дни. Однако суббота и воскресенье не могут превращаться в дни полного нарушения режима, «отдыха» от школы и круглосуточной игры. Время, проведенное ребенком за компьютером, не может быть более 20 минут в день, а игры, как и раньше, требуется тщательно отбирать.

      Заикающийся ждет от близких не формального, а искреннего внимания к себе, вопросов о классе, учебе, поддержки в вопросах коммуникации и школьной дружбы. Чем больше будет общения в разных ситуациях: на уроках, переменах, праздниках, экскурсиях, тем меньше шансов у болезни. Всячески поощряйте самостоятельность. Запомнил школьный путь, научился быстро и качественно делать уроки, собирать портфель, усвоил новый материал – непременно умник или молодец.

      Для того чтобы болезнь не прогрессировала в условиях возросшей нагрузки продолжайте снижать акцентуацию заикающегося на собственной персоне. Довольно часто школьное обучение возводится в семье в ранг величайшего достижения, и поддерживается идея о его суперважности, мол, учеба важнее работы и взрослых дел. Конечно, при таком подходе автоматически самым-самым становится невротик, что еще более усиливает деформацию характера. С этим можно справиться,  увеличив количество обязательных домашних дел и времени, проведенном не в думах о себе, а в заботе о других членах семьи. Помимо постели, мытья посуды и мусора, можно ввести в обязанность школьника стирку собственных носовых платков, носков, трусов, глажку школьной одежды, помощь взрослым в приобретении продуктов питания, приготовлении пищи, уборку собственной комнаты. Если в семье малыш – есть прекрасная возможность для воспитания в старшем заботы о младшем: первокласснику по силам гулять и играть с ним. Ребенку необходимо сотрудничать с членами семьи и заботиться о них, обязательно участвовать в подготовке семейных праздников, выбирать подарки к дням рождения взрослых, помогать маме в приготовлении еды, а папе в мытье автомашины и т.п. Причем участие обязано быть действительно результативным, а не показушным. Лучше, когда невротик осознает с детства, что в его помощи кто-то нуждается.

      Если заикающийся занимался каким-то делом до школы: музыкой, спортом или кружком по интересам, постарайтесь не лишать его любимого увлечения. Однако общая нагрузка на ребенка, возросшая с началом учебы, не должна его переутомлять. Этот очень ответственный момент родителями, к сожалению, игнорируется. Они говорят:  «Ему так нравится!» Вот только один час футбольной секции по интенсивности труда  равносилен двум урокам физкультуры.

      В усложнившейся жизненной ситуации особенно актуальна роль родителей, задача которых – разумно организовать жизнь заикающегося, научить его самостоятельно учиться и получать удовольствие от процесса приобретения новых знаний. Важны любые мелочи: отсутствие лишних вещей, аккуратность, ответственный подход к домашним заданиям. Тетрадки и книжки с выполненными уроками убраны, портфель собран, ручка, линейка и карандаш на своих местах, рабочее место чистое, форма готова к завтрашнему дню.

      Об оценках. Отношение к ним  должно быть воспитано строго стимулирующее. Ребенок обязан понимать свои ошибки и стремиться к лучшему результату. Но появления «синдрома отличника» вы не имеете права допустить. Этот синдром, возникнув у заикающегося, может быстро и тяжело расшатать нервную систему. Погоня за пятерками любой ценой вызывает бессонницу, головную боль,  страх и неадекватное поведение. Мамы, папы, бабушки и дедушки порою не жалеют сил и средств для того, чтобы направить своего маленького невротика на путь в никуда.

      Мы рассмотрели начальную школу, но если справиться с правильной организацией учебы в ней, то вряд ли придется суетиться в подростковом возрасте. Стремление к общению и здоровью останется для вас общим правилом навсегда.

 

  1. Учитель ругает сына, говорит, что на уроках как воды в рот набрал, а на переменах с речью все в порядке. Имеет смысл поговорить с учителем?

 

      Увы, увы, увы – с этим сталкиваются практически все заикающиеся дети.  Даже опытные учителя иногда срываются на такие непедагогичные и ненаучные тирады. Уверена, что педагоги в общих чертах имеют информацию о заикании, но надо понимать  школьную жизнь, зачастую она похожа на боевые действия, и заикающимся болтунам перепадает даже чаще остальных.  Некоторые обстоятельства могут создать трудную для речи обстановку,  и ответ на уроке - одна из таких. Это неотъемлемое свойство  сложного коммуникативного дефекта. Не перемене ребенок может говорить без умолку, и именно тогда он раскрепощает свою речь,  т.е. компенсирует недостаток избыточностью  в условиях наибольшего благоприятствования. И остается только пожалеть, что на уроках такие условия  чаще всего не создаются. Конечно, с учителем лучше побеседовать. Однако не давите на него, делайте это с подходом. В противном случае вашему сыну будет разрешено все, что не разрешается другим. Учителю проще всего вообще не обращать внимания на заикающегося школьника, и тогда он станет исключительным, что в итоге разрушит коммуникативные связи в коллективе и негативно повлияет на личность.  А последнее - уже совсем ни к чему.

 

  1. Что значит ослабленный ребенок?

 

      Ослабленными считаются дети, имеющие как хронические, так и часто повторяющиеся заболевания. Такие ребята нуждаются в особой заботе со стороны родителей и государства. В зависимости от вида болезни к малышам необходимы разные подходы, но все они сводятся к сохранению здоровья и социальной адаптации. Например, в прошлом веке были развиты лесные школы для ослабленных разных профилей. В этих учреждениях существовали специальные программы обучения, где основной упор делался на большую возможность отдыха и свободного времени. Часто в такие школы  попадали не те, кому они были  необходимы, а дети состоятельных, влиятельных родителей. Кому же не понравятся дополнительные выходные дни, специальное питание и укрепляющие процедуры. Ребята, ослабленные заиканием, так же нуждаются в дополнительном выходном дне, и его несложно получить у педиатра или невропатолога. Для заикающегося важно избежать переутомления, так как оно может возникать там, где его не заметят другие дети. В этом и заключается опасность ослабленности: для одних - потеха, а для других - непосильный труд. Эту специфику должны знать родители и специалисты, чтобы уметь предугадывать различные ситуации повышенной опасности. Естественно, кроме усталости заикающегося поджидают простуды, ангины и пр., поэтому, образно говоря,  ему лучше «не бегать по снегу босиком и по три мороженого не кушать».  По нашему опыту строгий режим дня и питания, ограничение эмоциональной и физической нагрузки не дает шансов каким-то особым проявлениям ослабленности невротика. Повзрослев, он становится развитым физически и умственно не хуже своих «крепких» сверстников, а зачастую и превосходит их. Если, конечно, вы ничего не забыли. Люди, следящие за своим здоровьем с детства, всегда выигрывают перед теми, кто с тех пор на него плевать хотел.

 

  1. Должен или нет заикающийся посещать группу продленного дня?

 

      Группа продленного дня - это форма внеучебного содержания младшеклассников в школе. Она предназначается в первую очередь для семей, в которых  работают оба родителя, а дома нет никого, кто бы мог контролировать  ребенка. Кроме того, долговременное пребывание детей в школе, особенно в больших городах, служит безопасности подрастающего поколения. На продленке обеспечиваются питание, прогулка и выполнение домашних заданий под наблюдением  или с помощью учителя.  Мальчики и девочки продолжают находиться в коллективе, который будет для них семьей долгие годы. Это все хорошо, и в целом заслуживает только похвалы. Однако наш случай особенный, как тот кролик из мультфильма про Винни-Пуха. Если в группе продленного дня есть послеобеденный сон, а условия пребывания спокойные, и дети не ходят там «на голове»; если не предлагаются дополнительные учебные занятия, перебирающие необходимый ослабленному ребенку почасовой лимит; если домашние задания выполняет именно ученик, а не учитель, то такую группу заикающийся посещать может. А в остальных (более частых) случаях это нежелательно. Заикание – болезнь, постоянно требующая от родителей умственной аналитической оценки любых ситуаций, окружающих невротика. Взвесив все «за» и «против», вы наверняка примете правильное решение. Но помните – ваш комфорт не всегда  синоним здоровья ребенка.

 

  1. Что делать, если ребенка дразнят в школе?

 

      Начнем с того, что дразнят всех, кто не такой, как остальные. Если ты в очках - «очкарик», в теле – «толстый», высокого роста – «дылда», маленького – «шкет» или «гном», полные губы – «губошлеп», большие глаза – «пучеглазый», прыщи на лице – «корявый», отличник – «ботаник», двоечник – «тупица»,  а заикающийся, конечно, «заика». Будущего великого поэта Александра Пушкина в Царскосельском лицее дразнили «обезьяной», писателя Александра Грина в школе звали «блином», Бритни Спирс обзывали «мешком с костями»,  актрису Джулию Робертс вообще по-всякому, но самой обидной была кличка «лягушонок», данная девочке за крупный рот.

      Что такое дразнилка? Чаще всего в детском коллективе так выражается агрессивность к детям, отличающимся не только и не столько внешними данными, а необычной коммуникацией. Хуже всего приходится новичкам, не прошедшим адаптацию в классной среде и детям с чрезмерно тепличным воспитанием. Одноклассники проверяют сверстников на слабость, и именно последующая за обидным прозвищем реакция обиженного и его родителей вызывает весь дальнейший ход событий. Самое худшее, что вы можете сделать  - это дать ребенку поплакаться вам в жилетку. Также невероятно вредна формула:  «Ты не такой, как они говорят, ты лучше их, будь выше этого». Оба способа приводят к дальнейшей деформации коммуникативной сферы и последующей аутизации, помимо разрушающего воздействия довлеющей болезни. Заикающемуся обязательно необходимо набраться реального опыта общения с детьми, но кроме воспитываемого вами чувства семейной защищенности необходимо формировать умение занимать место в пространстве посторонних людей.  Не стоит оберегать ребенка от поражений. Школа психологии Карла Густава Юнга считает, что страх быть побитым или униженным всегда хуже, чем само унижение или побои, поэтому никогда не следует отговаривать от общения с обидчиками. Напротив, несколько спровоцировав ответную агрессию сына или дочери, вы сможете одновременно подготовить правильную реакцию на злобные нападки и подтвердить свой авторитет. Чаще всего дети ждут именно такой справедливой, адекватной в их понимании помощи. Если невротик совершенно тонкой душевной организации, то попробуйте натренировать его на обзывание какой-нибудь игрушки, а уже затем  - на ответ «реальным пацанам». Только тогда ребенка перестанет  пугать незаслуженная злобная критика.  Не бойтесь! Взрослый человек всегда подберет что-то особенно ехидное, и если вашу дразнилку, высказанную устами  сына или дочки, услышит «общество», его реакция, скорее всего, будет финалом противостояния. 

      Однако самым лучшим способом словесной борьбы является профилактика, направленная (как уже тысячу раз говорилось!) на активизацию общения со сверстниками. Приглашайте почаще в гости школьных товарищей, наблюдайте за ними, слушайте, анализируйте. Дома ваш ребенок должен почувствовать себя хозяином положения, викторины и подарки отвлекут обидчиков от вредной привычки, а их желание погостить еще не раз только поможет укрепить  включенность ученика  в коллектив. Постоянно поддерживайте веру в собственные силы, настраивайте на участие во всех общих делах и тогда, в результате развития коммуникативного процесса, его реакция на разные общественные раздражители будет все более гибкой, а значит, что для заикающегося особенно важно, менее травматичной. Как говорится: «У всякой палки два конца». И, может быть, именно это свойство жизни пробудило главную героиню кинофильма «Красотка» к столь очаровательному восхождению.

 

  1. Надо ли помогать делать уроки заикающемуся ребенку? В первом классе хотела помочь ему, чтобы лучше учился. Но уже 5-й класс, и это стало невыносимо. Скандалы, крики, слезы.

 

      Поступление в школу – очень значимый этап жизни. Время бесконечных игр превращается в период ответственности и больших учебных нагрузок. Первый урок, первая учительница, первое домашнее задание. Далеко не каждый в состоянии быстро приспособиться к изменившейся жизненной ситуации и хорошо учиться. Заикающемуся обычно сложно привыкнуть к школе.

      Родственники, не желая осознавать особенности здоровья ученика, не давая времени для адаптации, увидев, что он устает, отвлекается и вообще «не тянет», мгновенно бросаются на выручку. По нашим наблюдениям «впрягаются» в школьную науку мамы и бабушки с повышенным чувством ответственности, которые сами были отличниками или хорошистами. Рассуждают обычно так: «Я отлично училась, значит, мой сын не может учиться плохо». Или «Чем моя внучка хуже других?» Некоторые пытаются принизить авторитет учителя и приподнять свой: «Я объясню лучше, чем учитель. Ты все обязательно поймешь». Самое интересное, что изначально родственники помогают из самых наилучших побуждений, стремясь, чтобы ребенок хорошо учился. Но под помощью почему-то понимают многочасовое сидение рядом с ним и контроль выполнения заданий. Такое поведение взрослых вредно для всех детей, но для невротиков оно губительно.

      Заикающийся обладает повышенной чувствительностью и эгоизмом. Он мгновенно понимает, что если слегка покапризничать, прослезиться, сделать расстроенный вид, сообщить, что «опять не получается», мама растает и сядет рядом. Невротик всегда стремится привлечь к себе внимание любой ценой, и уроки – подходящее занятие для достижения этой цели. Однако пройдет совсем немного времени, и умиление собой и ребенком, гордость за свое героическое поведение улетучатся, а урокоделанье превратится в битву.

      10-летний ученик 4-го класса Миша Л. отказывался делать уроки самостоятельно, без помощи мамы. До вечера слонялся, праздно проводил время, ждал, когда мать придет с работы. После ужина примерно в 20.00 садились с мамой за уроки, бывало, вставали из-за стола в 24.00. Мальчик был отличником, но задания в классе всегда выполнял хуже, чем домашние. Иногда получал плохую оценку, при этом бледнел и начинал плакать. А вечером устраивал маме «разборку», обвиняя ее в том, что она чему-то его недоучила. В семье Мишу жалели, а учителя часто критиковали. Однажды целую неделю мать, отец и даже бабушка выполняли за ученика домашнее задание: искали в Интернете информацию о сельхозкультуре – картофеле, а затем делали «реферат» о нем. Мама и бабушка с горечью рассказывали, что уроки превратили их жизнь в каждодневную нервотрепку, ребенок недосыпает, переутомляется, совсем не гуляет, страдает головными болями, плохо ест, часто кричит, скандалит, устраивает истерики, абсолютно несамостоятелен. Несмотря на это, они боятся прекратить делать уроки с Мишей, опасаясь ухудшения речи и усугубления заикания. 

      Действия Миши, его родственников и ваши собственные – наглядный пример вредного поведения. Немедленно прекратите делать уроки с сыном, потому что на деле ваша помощь превращается в учебу за него.  Разве вам это надо?  Может, лучше пойти на работу или заняться каким-то продуктивным делом? Сколько вы еще протянете? А в институте или университете тоже будете учиться вместе с выросшим недорослем?

      Домашние задания - неотъемлемая часть учебного процесса. Школьник приучается самостоятельно решать поставленные задачи. Участвуя в учебе, родители собственными руками многократно повышают уровень тревожности заикающегося в школе, где нет их «чуткой» заботы, что приводит к отягощению речевого состояния и большей социальной дезадаптации. Ваша помощь должна ограничиваться исключительными единичными случаями, когда задание в действительности сложное, и ученик просит помочь, понимая, что это надо ему, а не вам.

      Ваш ребенок уже в 5 классе, а вы до сих пор не научили его учиться. Внимательно изучите ответ на вопрос 67, постарайтесь наладить процесс подготовки уроков. Придя из школы, ученик должен аккуратно убрать одежду, умыться, пообедать, обязательно поспать 1,5-2 часа. Затем начать самостоятельно выполнять задания, сев за чистый рабочий стол. Готовиться к урокам надо в одиночестве, с закрытой дверью. Недопустима учебная подготовка за кухонным столом, когда мама варит борщ, жарит котлеты и при этом контролирует процесс или в общей комнате, где включен телевизор и бегает маленький брат или сестра. Через 30 минут обязателен 10-минутный перерыв. Полезно немного пройтись, съесть фрукт или выпить сок, затем продолжить выполнение заданий. Не поощряйте многочасовые «заседания», они непродуктивны и ничего, кроме усталости, не дают. Не разрешайте делать уроки вечером, когда организм устает, и мыслительные процессы ослабевают. Невротику лучше сначала выполнять сложные задания, а затем легкие. В противном случае он станет излишне волноваться, что не успеет разобраться в трудном материале. Тетрадки и учебники с выполненными заданиями необходимо откладывать в стопку, демонстрируя объем изученного материала, портфель собирать сразу же после подготовки уроков, а не утром перед школой. Иначе заикающийся станет дополнительно тревожиться и переживать, что что-то забыл.

      В младших классах ребенок должен ежедневно тратить на подготовку уроков не более 2 часов; в 5, 6, 7 классах – 2-2,5 часа; в старших классах – не более 3,5 часов, по прошествии которых эта деятельность прекращается.

      Советуем проверять дневник в пятницу вечером. Хорошие оценки – все в порядке. Плохие – на неделю ребенок лишается, к примеру, телевизора или компьютера. Опасения, что без вашего руководства сын «скатится», неоправданны. Невротик, стремящийся быть первым, как правило, через 1-2 недели начинает учиться самостоятельно так же хорошо, как и с мамой. Если  этого не произошло и оценки неважные, не берите в голову – талант непременно проявится, независимо от того, делаете ли вы с ребенком уроки или нет, заикается он или нет, двоечник он или отличник. Мир знает многих великих двоечников, среди них создатель теории относительности Альберт Эйнштейн; изобретатель телеграфа Томас Эдисон; русский писатель, лауреат Нобелевской премии Иван Бунин; французский художник Эдуард Мане; французский писатель Эмиль Золя.

 

  1. Дочь учится в выпускном классе, впереди экзамены, институт. Как избежать стрессов?

 

      Прощание со школой, старыми друзьями и  детством, встреча студенчества - первый переломный  и чуть ли не самый ответственный момент в жизни молодого человека.  Как и любой перелом, он не дается без боя, т.е. сопряжен с мощными переживаниями, внутренними и внешними конфликтами, депрессивными и стрессовыми состояниями.  Сложность ситуации обуславливает также фактор подростковой психофизиологической перестройки  организма. Применительно к нашему случаю все эти негативные проявления могут, как более стремительно возникать, так и тяжелее переноситься в силу общей невротической конституции, сензитивности  и невылеченного заикания. Не зная конкретной ситуации советовать что-либо сложно и практически невозможно. Неизвестно, что действительно думает ваша дочь о предстоящей учебе в вузе и школьных экзаменах, уверена ли в выборе будущей специальности, насколько сильны коммуникативная деформация, невротический фон и акцентуации, поэтому в данном случае наилучший выход – обратиться за консультацией к высококлассному психологу.

      Однако все же генеральный подход к раскрытию данной темы существует. Помните, мы ранее утвердили формулу для ребенка-невротика: «Никаких неожиданностей!» В возрасте вашей дочки эта формула преемственно изменяется на «Предсказуемость и уверенность!» Разберемся поконкретнее. Чем лучше вы знаете собственного ребенка, тем успешнее можете помочь ему в выборе направления дальнейшего обучения. Если же взаимоотношения в семье не настолько восприимчивы, имеет смысл пройти ряд тестов по профессиональной ориентации. Надо отметить, что такие тесты чаще всего очень эффективны, но они сложны и обычно бесплатными не бывают. Заранее протестировав школьника, вы получите столь необходимое время для повышения уровня уверенности в выборе и в себе. Начинать заниматься этим лучше в возрасте 12-14 лет.

      Если в целом есть ясность, и подросток уверен, что будет именно архитектором, а не ветеринаром, вам следует помочь ему определиться с учебным заведением. Хотелось бы подчеркнуть – вуз не должен выбираться  в последний момент. В данном случае правильность и заблаговременность такого решения есть предвестник предсказуемости развития событий, а значит, уверенности в будущем. Это решение не может быть только вашим, оно должно сложиться в ходе действий множества обстоятельств, главным из которых являются способности и предпочтения взрослеющего человека. Если получилось, как говорил Н.С. Хрущев: «Наши цели ясны, задачи определены, за работу товарищи!» и вам полностью понятно, что и когда будет делать ваша дочь, скорее всего, проблем не будет.

      Хочется остановиться на важном с точки зрения болезни моменте. Заикание меняет взгляд человека на жизнь и себя. Зачастую профтесты одних и тех же людей до и после лечения полностью не совпадают, поэтому хоть и с опозданием, но постарайтесь вылечиться. Некоторые родители спрашивают, существуют ли профессии, которым заикающимся не стоит учиться. Нет, не подумайте, что мы ратуем за запрет на работу, но есть специальности, требующие повышенного напряжения нервной системы. Такой труд может впоследствии оказаться для невротика изматывающе трудным, например, практикующий хирург, стоматолог, пилот, водитель и т.п. Однако мы знаем как отличных хирургов, так и летчика-испытателя, страдающих заиканием. Эти люди выбрали такую жизнь осознанно и родительских советов не спрашивали. Если душа стремится летать, то «держать и не пущать» ее бесполезно.

 

   
        ПОЛНЫЙ СПИСОК ВОПРОСОВ   (откроется в новом окне)      
 
   От автора Вопросы с 67 по 73
   Профилактика и лечение заикания    Воспитание заикающегося ребенка и семейные взаимоотношения
Вопросы с 1 по 10 Вопросы с 74 по 78
Вопросы с 11 по 20 Вопросы с 79 по 84
Вопросы с 21 по 30 Вопросы с 85 по 92
Вопросы с 31 по 40 Вопросы с 93 по 100
Вопросы с 41 по 51    Рассказы
   Дошкольное и школьное обучение заикающегося ребенка Больные люди
Вопросы с 52 по 56 Чужая
Вопросы с 57 по 61 Убивец
Вопросы с 62 по 66 Правильные советы правильным родителям в стихах
 
  ©  2011г. Все права защищены. С.Б. Скобликова 

По изданию ISBN 978-5-9902251-1-4. (М., С.Б.Скобликова, 276 стр., 2011 г.)

   

www.skoblikova.ru

   
   

© Рисунки Веры Авдеевой