"Заикание в вопросах и ответах"

  С. Б. Скобликова      
                       
   

        ВОСПИТАНИЕ ЗАИКАЮЩЕГОСЯ РЕБЕНКА И СЕМЕЙНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (74 - 78)

 

  1. С какого возраста необходим специальный подход к воспитанию невротика?

 

      Если высказаться кратко, то чем раньше вы распознаете в своем малыше невротика – тем лучше (см. вопрос 5), потому что особенный подход к нему необходим с грудного возраста. Но вся  сложность кроется именно в ранней диагностике. Необходимо надлежащим образом пройти обследование у детского невролога, включающее в себя изучение рефлексов, оценку двигательной функции, позы ребенка, строения костей черепа, окраски кожных покровов, общего поведения, мышечного тонуса, наличия или отсутствия судорог и т.п.  Неврологический статус не синоним невротического, он устанавливается детям грудного возраста.  Но все ребята,  лечившиеся от заикания у нас, или имели таковой, или были недообследованы неврологом. Поэтому принципиально раннее воспитание невротика начинается чаще всего с точного выполнения рекомендаций врача. Точность не только вежливость королей – это залог успеха во всем. Если вы смогли правильно выполнить терапевтические назначения, значит, вы сможете соблюдать необходимейшее такому малышу строгое кормление по часам. Вам будет по силам организация отдельного спального места, а затем и режима дня. Позднее вы, вероятно, будете более грамотны, последовательны и требовательны в воспитании, обучении и социальной адаптации. Рождение «проблемного» ребенка должно пробудить вас к большему трудолюбию и послушанию такому бесспорному воспитателю как жизнь. 

 

  1. Что такое патологическое воспитание?

 

     Воспитание является патологическим всегда, если не выполняет свои основные задачи по гармоничному развитию личности и подготовке  человека к общественной жизни (см. вопрос 76). Патологическое воспитание формирует в личности патологические черты и ведет к социальной дезадаптации. Наибольшей опасности такого воспитания подвержены невротики. «Патологическое воспитание здорового ребенка сделает его взрослым с плохим характером, а патологическое воспитание ребенка-невротика может сделать его бесконечно больным человеком» (1).  Неправильное воспитание является мощным катализатором перехода невротической реакции в виде заикания в устойчивое патологическое состояние.

      Патологий воспитания множество, каждая формирует те или иные деструктивные изменения личности. Обычно по форме их подразделяют на различные неклассифицированные типы: «Кумир семьи», «Золушка», «Царевна Несмеяна» и т.п. Заикающиеся в подавляющем большинстве «кумиры». Этот тип воспитания способствует развитию в ребенке гиперэгоистических установок и стремления к признанию. Родители таких детей склонны выполнять все их прихоти и капризы, задаривать подарками, возносить несуществующие способности. В коллективе «кумиры» пытаются создать вокруг себя привычную ситуацию первенства, но отвергаются сверстниками, т.к. по природе, в большинстве своем, лидерами не являются. Эти ребята социоадаптационно  развиты хуже ровесников, они несамостоятельны, что вызывает насмешки одноклассников. Возникает психотравмирующая фрустрационная ситуация – хочу, но не могу. Впоследствии обостряются речевые проблемы, еще более деформируется общение и наступает самоизоляция.

      Не лучше выглядят «Золушки», которым постоянно говорят, что они хуже остальных и должны работать с утра до ночи для достижения светлого будущего, а это губительно снижает социальную активность. Так же неприглядны «Несмеяны», мамы и папы которых пытаются, с одной стороны, напомнить о слабости здоровья, а с другой, намерены чем-то угодить для улучшения настроения, что неминуемо приводит к депрессивным расстройствам. Подвергающиеся патологическому воспитанию дети оказываются совершенно не готовы к общественной жизни, а о гармонии в развитии личности и говорить нечего. Как страшно вся эта глупость портит жизнь заикающимся! Нам встречалась семья, где папа маленького поэта с сияющими глазами восторженно и на полном серьезе говорил о том, что его семилетний  Вадик «превзошел Пушкина», а участники вечеринки, отворачиваясь в сторону, подсмеивались и над мальчиком, и над папой. Патологическое воспитание калечит душу не только воспитуемого, но и воспитателя. Старайтесь держаться от него подальше.

 

  1. Что такое системное рамочное воспитание невротика?

 

      Вероятно, этот вопрос является ключевым к пониманию правильного воспитания любого невротика, в том числе и заикающегося. Мы уже останавливались на необходимости режима дня, говорили об особенностях дошкольного и школьного обучения, затрагивали тему социальной адаптации. Все эти важные факторы, объединяясь в одно целое, служат цели построения терапевтической (лечебной) среды для заикающегося ребенка, помогая ему преодолеть болезнь. В полной мере тому должно способствовать и воспитание. Так что же такое воспитание вообще? Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в редакции 1892 года определяет, что воспитание «есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка или юношу, имеющее целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения человека на земле». Толковый словарь Ожегова описывает воспитание как «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни». На наш взгляд, наиболее точное определение дано в Словаре практического психолога под редакцией С.Ю. Головина, где воспитание рассматривается как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду». Таким образом, с точки зрения психологии мы должны не только целенаправленно развивать личность и готовить ее к участию в общественной жизни, но и создать для этого условия наибольшего благоприятствования, в которых личность гармонично развивается, то есть воспитание является тем самым связующим звеном многокомпонентной системы взросления заикающегося. Процесс должен строго укладываться в рамки научной полезности и  лечебности всех его характеристик. Правильно воспитанный ребенок должен понимать, что режим дня - не обуза, а единственно верное правило жизни, родительское слово – закон, а общение с друзьями – средство существования. Мы называем воспитание невротика рамочным, имея в виду не только общие оздоровительные ограничения. От родителей часто слышишь о затягивании заикающимся какого-либо из процессов, будь то уроки, подготовка ко сну и т.п. Наш совет: прикрепите на почетном месте расписание всего того, что и когда должен делать ребенок. Причем безотносительно возраста. Обратите его внимание на этот предмет как на закон. Если он не справился с уроками от 15.00 до 16.00, стоп - домашние задания кончились, и начался другой процесс по расписанию, допустим, прогулка с 16.00 до 17.00. То же касается и еды – кто не успел, тот опоздал.  В конечном счете, стыд за неуспеваемость, желания полноценно погулять и вкусно поесть и, соответственно, наказания в виде долговременных лишений (см. вопрос  86) сделают свое дело. Но раз и навсегда ребенок будет приучен важнейшей при заикании предсказуемости. Причем такая предсказуемость важна не только ему, но и родителям – так проще и полезнее жить. Воспитание заикающегося - всегда группа сдержек и противовесов, анализировать которые приходится на ходу. Отправляясь в Луна-парк, вам лучше подумать, на каких аттракционах малышу кататься, а на каких нет; выбирая фильм, стоит поразмыслить о его форме и содержании; а на просьбы засидеться у приятеля подольше  придется реагировать отказом. Ограничения и рамки должны быть логичными и умными. Все обследованные нами заикающиеся дети в возрасте от 2 лет, родители которых смогли обеспечить лечебную среду, функциональную семью и рамочное воспитание, к школе не нуждались в коррекции. А те, кто сделать этого не смог, приходили лечиться.

 

  1. Что такое семейные роли и как они влияют на воспитание ребенка-невротика?

 

      Семейные роли - устойчивые функции семейной системы, закрепленные за каждым из ее членов. Ролевая структура семьи предписывает родственникам что, как, когда и в какой последовательности они должны делать, взаимодействуя друг с другом (Минухин С., Фишман Ч., 1998). Кроме актуального поведения, в понятие «роль» включаются желания, цели, убеждения, чувства, социальные установки, ценности и действия, которые ожидаются или приписываются каждому. Для описания  и понимания взаимодействия в микросоциальной системе (среде) выделяют: супружеские роли (муж, жена); роли, относящиеся к детско-родительской подсистеме (мать, отец, сын, дочь); роли, относящиеся к сиблинговой подсистеме (брат, сестра); роли в подсистеме кровного родства (бабушка, дедушка, внук, двоюродный брат и др.); роли в подсистеме супружеских связей (свекор, теща, невестка, зять) и др. В семьях, которые психологи называют функциональными, не существует противоречивости в совокупности ролей, образующих  целостную систему. Выполнение ролей должно удовлетворять потребности всех семейных и соблюдать баланс индивидуальных и общих потребностей. Показателем дисфункциональности семьи служит появление патологизирующих ролей, которые позволяют семье как системе сохранять стабильность, однако в силу своей структуры и содержания оказывают психотравмирующее воздействие на ее членов (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В., 2000). К сожалению, во всех без исключения семьях заикающихся детей обнаруживаются  патологизирующие роли в различных подсистемах. Чаще всего  они встречаются в детско-родительской подсистеме, реже в подсистеме кровного родства. Нами также наблюдались случаи возникновения патологизирующих  ролей  в супружеской подсистеме. Другими словами - отец  должен быть отцом, любить и уважать жену - мать, любить  ребенка, принимать ответственные решения и т.п. Взамен жена и мать должна любить и уважать мужа, любить ребенка, доверять первенство  мужу и т.п. В роль же ребенка входит уважение, любовь  и доверие к родителям, а также понимание своего «подчиненного» положения. У заикающихся именно с последним часто возникают непреодолимые проблемы. В силу специфических черт характера, формируемых под воздействием невротической конституции и заикания, ребенок чаще всего нарушает семейную субординацию. При этом такое нужное ему для сохранения здоровья родительское влияние неотвратимо падает. Во многих семьях супружеские роли естественно взаимозаменяемы, но замена ролей в детско-родительской подсистеме неправильна и, тем более, недопустима  в семье, где растет невротик. Он не может в силу возраста и не должен по функциональному ролевому положению  определять, куда  семья поедет отдыхать летом, или какую автомашину купить. Это дело папы и мамы. Вы можете сказать: «Что такого, если я посоветуюсь с малышом?» Нет ничего такого, однако когда его решение станет вашим, семейные роли начнут патологизировать. Через некоторое время никакого «другого» мнения, кроме детского, не будет, а любые попытки  восстановить статус-кво станут сопровождаться бурными выяснениями отношений. Эти разборки причинят вам и ребенку столько «радостей жизни», что мало не покажется. Спокойствию в семье придет конец, а заикание станет быстро и неотвратимо прогрессировать. Та же ситуация возникнет, если мнение бабушки или деда окажется важнее родительского. Мы не раз наблюдали семьи, где  роли в описанном понимании вообще никогда  не существовали, а состояние речи детей было просто ужасающим.

      Нарушение ролевого состава семьи приводит к возникновению новых ролей: «тирана» и «жертвы», причем тираном выступает заикающийся ребенок, а жертвами - все остальные домочадцы без разбора. Обратите внимание – педагогический подход к детям из таких семей чрезвычайно труден, следовательно, деятельность по исправлению заикания будет на грани возможного. Проработав более двадцати лет в концепции коррекционной семьи (1), мы сейчас не представляем, как в амбулаторных условиях или стационаре донести важность лечебной методики до ребенка, который с детства лично определял, что хорошо, а что плохо. Только имея достаточное время для демонстрации  функциональных внутрисемейных ролей, пусть даже не в родной семье, можно мобилизовать душевные качества заикающегося и направить их на столь необходимый труд.

 

  1. Каковы характерологические особенности матерей заикающихся детей?

 

       Несомненно, некоторые патологические психологические черты и характерологические особенности родителей (чаще матерей) предопределяют неблагоприятное формирование детской психики. Так, исследователи рассматривают неадекватное материнское отношение к ребенку в раннем детстве как средовой фактор  в развитии даже такого тяжелого заболевания, как шизофрения (Скобло Г.В., Северный А.А., Баландина Т.А., 1995). Установлена связь между стилем родительского отношения и возникновением определенных типов акцентуаций и психопатий. Например, потворствующая гиперпротекция содействует появлению истероидных и гипертимных черт характера, доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты характера, эмоциональное отвержение способствует акцентуации по эпилептоидному типу, повышенная моральная ответственность стимулирует развитие психастенического характера, безнадзорность усиливает гипертимность и неустойчивое поведение подростка (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В., 1999; Личко А.Е., 1985). Гипертрофированно тесная связь между родителями (чаще всего матерью) и ребенком, их тревожно-мнительная концентрация на его здоровье и будущих успехах (гиперсоциальность) могут стать причиной любых неврозов, заикания и различных фобий. Симбиотические отношения не дают ребенку возможности свободно развиваться и отделиться от матери. Чрезмерная опека, запрет на критику малыша, тревожность, мнительность, часто испытываемое чувство вины – характерные черты таких матерей. Нередко сын (дочь) более значим для женщины, чем супруг, который почти всегда играет пассивную роль в семье и мало занимается вопросами воспитания. Зачастую указанные качества «переходят по наследству», и если у такой женщины спросить, кто важнее: муж или мать, она наверняка ответит, что мать. Именно в  дисфункциональных семьях, где существует разнотипный подход к воспитанию матери и отца (один разрешил - второй запретил и т.д.), а мать (в редких случаях отец) имеет тревожно-мнительный характер, страдает психоэмоциональной неуравновешенностью, и происходит закрепление заикания, перерождение его в болезнь. Современный мир порождает стрессы и обостряет эмоции, но патологии характеров встречались с незапамятных времен. Вот как описывает русский эпос в сказке «Лутоня» рафинированную версию тревожно-мнительного характера:

«Жил-был старик со старухою; был у них сынок Лутоня. Вот однажды старик с Лутонею занялись чем-то на дворе, а старуха была в избе. Стала она снимать с гряд полено, уронила его на загнетку и тут превеликим голосом закричала и завопила. Вот старик услыхал крик, прибежал поспешно в избу и спрашивает старуху: о чем она кричит? Старуха сквозь слезы стала говорить ему:

- Да вот если бы мы женили своего Лутонюшку, да если бы у него был сыночек, да если бы он тут сидел на загнетке, я бы его ведь ушибла поленом-то!

Ну и старик начал вместе с нею кричать о том, говоря:

- И то ведь, старуха! Ты ушибла бы его!..

Кричат оба что ни есть мочи. Вот бежит со двора Лутоня и спрашивает:

- О чем вы кричите?

Они сказали, о чем:

- Если бы мы тебя женили, да был бы у тебя сынок, и если б он давеча сидел вот здесь, старуха убила бы его поленом: оно упало прямо сюда, да таково резко!

- Ну, - сказал Лутоня, - вот спасибо вам!

Потом взял свою шапку в охапку и говорит:

- Прощайте! Если я найду глупее вас, то приду к вам опять, а не найду - и не ждите меня!»  Причем народная мудрость подчеркивает возможность возникновения индуктивного состояния у других членов семьи (старик) и нарочито сравнивает описанную характерологическую черту старухи с глупостью.

      Особенно тяжело приходится заикающимся в неполных семьях, где детские неврозы могут иметь катастрофическое развитие и приводить к вторичным тяжелым психическим расстройствам.

      В процессе нашей работы личность матери имеет важнейшее значение, но, в первую очередь, с точки зрения возможности последней понять важность коррекционного процесса и точно, «без мудрствований лукавых», выполнять рекомендации специалиста. Действительно, патологические черты характера матерей часто мешают коррекционному процессу и, несмотря на многочасовые психологические  занятия с такими людьми, они, в конечном счете, оказываются не в состоянии помочь сыну или дочери. Мамы сомневаются в правильности хода коррекционного процесса, в необходимости тех или иных мероприятий, привносят в лечение аспект страдания и т.п. Под предлогом «творческого подхода» порой доходят до абсурда даже при выполнении элементарной дыхательной гимнастики, превращая ее в театрализованное действие, затягивающееся на неопределенное время, а затем с горечью утверждают, что ребенку «тяжело». Так отчего? В таких случаях приходится уповать на силу коррекционного воздействия и помощь свыше. Но примерно половина родителей способна преодолеть себя ради здоровья своего дитя.  

      Дорогие мамы и папы, если вы по несколько раз проверяете закрытость замка входной двери, беспокоитесь в кино, выключен ли утюг или вас пугает взгляд прохожего, то исправление заикания у ребенка будет для вас настоящим преодолением. Но не то ли это необходимое и обязательное испытание, без которого все мы не состоимся как Человеки. В 1929 году известная писательница и философ Е.И. Рерих обращалась к молодому поколению: «И прошу вас, не устрашитесь трудностей, явите готовность пройти все препятствия, ибо каждое преодоление ведёт к укреплению вашему и к будущей победе. Полюбите трудности и, сказав: «Благословенны препятствия, ибо ими растём», мужественно, окрылённые духом устремления, в сознании величия бесконечного совершенствования творчества жизни, устремитесь в зовущую вас Беспредельность - Беспредельность жизней, Беспредельность достижений, Беспредельность познания, Беспредельность строительства, Беспредельность красоты!»

 

   
        ПОЛНЫЙ СПИСОК ВОПРОСОВ   (откроется в новом окне)      
 
   От автора Вопросы с 67 по 73
   Профилактика и лечение заикания    Воспитание заикающегося ребенка и семейные взаимоотношения
Вопросы с 1 по 10 Вопросы с 74 по 78
Вопросы с 11 по 20 Вопросы с 79 по 84
Вопросы с 21 по 30 Вопросы с 85 по 92
Вопросы с 31 по 40 Вопросы с 93 по 100
Вопросы с 41 по 51    Рассказы
   Дошкольное и школьное обучение заикающегося ребенка Больные люди
Вопросы с 52 по 56 Чужая
Вопросы с 57 по 61 Убивец
Вопросы с 62 по 66 Правильные советы правильным родителям в стихах
 
  ©  2011г. Все права защищены. С.Б. Скобликова 

По изданию ISBN 978-5-9902251-1-4. (М., С.Б.Скобликова, 276 стр., 2011 г.)

   

www.skoblikova.ru

   
   

© Рисунки Веры Авдеевой