Лечение заикания у детей и подростков
в коррекционной семье Светланы Борисовны Скобликовой                        Home    О нас    Консультации    Метод    Лечение    Контакты
С.Б.Скобликова
© 2004 - 2014 г. Все права защищены Скобликова С.Б.
В оформлении сайта использованы фрагменты живописи Эудженио Зампиги



                                                                                                Модели для всех

      Подавляющее большинство родителей в своих письмах или лично спрашивают: «Что делать?»
или «Что делать прямо сейчас?» На этот вопрос чрезвычайно трудно отвечать, не познакомившись
с ребенком, мамой, папой и микросоциальной средой в целом, не проведя полномасштабного
обследования. В каждом случае рекомендации специалиста будут (и должны) отличаться.  Для
конкретного малыша существуют свои факторы, мешающие нормальному психоречевому развитию,
и разнообразие их огромно. На протяжении многих лет, помимо исправления речи, целью
коррекционной семьи являлось и является моделирование и создание сугубо индивидуальной
саногенной, профилактической  среды для ребенка в целях стабилизации его состояния при
заикании.
      Однако  наш единственный в своем роде опыт позволил сделать и некоторые обобщения.
Теперь мы знаем, что если строить отношения с ребенком-невротиком на основе профессионально
сформулированного свода правил, то выраженность болезни  снижается. Этот «кодекс» достаточно
обширен и изложен нами в книге «Заикание в вопросах и ответах» (20), тем не менее, он подчинен
простой логике  и базируется на шести основных принципах.

1. Состояние  ребенка, страдающего заиканием, всегда становится тяжелее при
внимательном отношении  именно к его состоянию.
2. Без активных социоадаптации и коммуникативного  развития  ребенку помочь невозможно.
3. Без  настоящего, а не ложного авторитета родителей лечение заикания затруднено.
4. Требовательность и отзывчивость на нее ребенка  - ключ  к успеху любой коррекционной
работы.
5. Структурированность воспитания ребенка-невротика на основе режима дня уже есть
лечебный процесс.
6. Не навреди.
      Все указанные принципы находятся в неразрывной взаимосвязи. Невозможно отделить и
применить один и игнорировать другой.  Для нас важно, чтобы родители и педагоги точно следовали
описанным правилам, но еще более важно, чтобы понимали логику их возникновения.
      Уверена, что если поселить меня в семью заикающегося и дать пожить примерно месяц,
наблюдая за тем, что там происходит, то списочек рекомендаций по исправлению положения
составлял бы не один десяток пунктов. Но это невозможно, и в настоящее время мы предлагаем
приближать микросоциальную конструкцию к описанной в форме вопросов и ответов модели.
Однако часто родители, руководствуясь собственным пониманием, просят уточнить принципиальные
основы. Рассмотрим по порядку.

1. Именно повышенное внимание родителей к выраженным странностям поведения любого
ребенка, страдающего психическим заболеванием, заставляет подсознание малыша
продуцировать то состояние, при котором внимания было много. Этот факт является
краеугольным камнем в коррекционной работе с заикающимися детьми. Ребенок (за редким
исключением), проживая с родителями в семье, считает себя изначально счастливым -
несмотря ни на что. Так устроена детская психика, которая без этого непременного свойства
не могла бы развиваться. В формулу счастья попадает все, что окружает ребенка, в том
числе и заикание. И если родители к этому недостатку особенно внимательны - доля
заикания в этой формуле постоянно увеличивается. А зачем тогда страдать и выполнять
странные указания логопеда, стремящегося убрать что-то родное и любимое? Единственный
выход - не делать никаких поблажек, ничем не выделять дитя и не строить вокруг него ореол
мученика. Только тогда  он  сможет понять, что заикание не более значимый «компонент
счастья», чем старый и потрепанный Буратино.
2. Не стоит слушать и вникать в глупость, которую практикуют некоторые «специалисты» на
поприще заикания, рекомендующие родителям заикающихся «временную» изоляцию от
общения со сверстниками и взрослыми. Эти чудовищные рекомендации настолько же
нелогичны, насколько и вредны. Ребенок в возрасте до 7 лет ложится спать одним
человеком, а просыпается другим. Ему не составляет труда моментально понять, что с
мамой лучше, чем с детьми, а что дальше? Лечить коммуникативный дефект ограничением
общения - необъяснимый и совершенно тупой парадокс. Напротив, любая недостаточность
компенсируется избыточностью. А также смотрим на пункт выше и видим: изолировали -
значит не такой как все. Уважаемые родители, поймите, заикание - всегда плод и
порождение семейной среды. Так почему же вы не пускаете дочку или сына на детскую
площадку, где играют мальчики и девочки, которым ваш невротизм совершенно чужд?
Отсутствие логики есть признак ненаучности, то есть шарлатанства. И.А. Сикорский считал,
что «…для успешного лечения заикания требуется, чтобы больной был изолирован, т.е.
оставил бы занятия и был удален из той обычной обстановки и от того общества людей,
среди которых он живет» (14). Отдельно остановимся на социоадаптации. Это свойство
необходимо заикающемуся как воздух. Неумение правильно умыться, надеть штаны или
завязать шапку может привести к стрессу во внешней среде, который ухудшит состояние
детской речи через неудобство, насмешки или фрустрации. То же самое происходит, когда
малыш с детства не научен взаимодействовать с посторонними взрослыми, например,
воспитателями и учителями.  Социоадаптации и коммуникации при заикании много не
бывает. Чем более адаптивен и общителен ваш ребенок, тем более велик шанс, что
болезнь не станет системной для психики и не приведет к тяжелым негативным комплексам
личности.
3. Действительно, авторитет родителей состоит из законов семейной жизни, заложенных ими.
Помните В.В. Маяковского: «Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: - Что такое
хорошо и что такое плохо?» К сожалению, сегодня дети, с дозволения и при активной
поддержке родителей,  чаще всего диктуют им правила жизни в строгом соответствии с
естественным и соответствующим возрасту недомыслием. Такая антипедагогическая линия
воспитания может полностью блокировать ваше желание исправить дефект детским «не
хочу и не буду». Проверьте сына или дочь на внимание к вам простым тестом. Спросите,
когда у вас день рождения? 90% детей, обследованных нами в возрасте от 6 до 14 лет, не
могут дать на него ответ или называют неточные цифры, или не знают дату рождения одного
из родителей. То есть настоящим авторитетом является ребенок, о котором все заботятся и
дарят подарки точно в срок, а о папе и маме можно забыть. Они кто? И тут вдруг вы
начинаете требовать чего-то непонятного, с какой стати?
4.   Если вы достаточно авторитетны, а ребенок приучен внимать вашим требованиям и считает
их законом, есть высокая вероятность того, что, пройдя коррекционное лечение, он будет
выполнять рекомендации специалиста, продвинутые вашим авторитетом. Чаще всего
правильно воспитанных детей радует факт собственной значимости при выполнении
поручений родителей, а неправильно воспитанным это чуждо. Но родитель заикающегося не
может себе позволить роскошь безответственности, которой и является в данном случае
отсутствие требовательного подхода.
  5. Чтобы ваши требования не выглядели хаотически нагроможденными и нелогичными, все они
должны строиться на стержне строжайшего режима дня. Ребенок не беспокоится о том, что
отец или мать заставят его мыть полы в тот момент, когда время для школьных уроков - для
этого есть специальные день и время. Все заранее известно, что естественным образом
сразу впитывает 3 и 4 пункты. Это же ваш распорядок - вами построенный закон с вашими
требованиями. Мы уже писали, что в очень большой степени заикание зиждется на
тревожности, а тревожность порождается неопределенностью. Если все определено, значит,
вы устранили тревогу как факт повседневной жизни, то есть уже лечите ребенка. Мы
говорим «строжайший режим» потому, что считаем недопустимым отклонение в расписании
более чем на 10 минут.
6. Наконец самый ответственный пункт. Если вы уклоняетесь от следования первым пяти
принципам, то уже причиняете вред сыну или дочери, хотите этого или нет. Однако есть еще
несколько моментов, которые взаимосвязаны с пунктом 1. Зачастую родители, движимые
поверхностным или потребительским собственным подходом к исправлению заикания,
поддаются на советы, которые полностью противоречат принципам, изложенным нами.
Скажем, они устраивают хоровод вокруг ребенка, потакают всем его прихотям и истерикам.
Затем пытаются изолировать малыша и применить разрозненные «вспомогательные»
средства, к примеру, подключаются хором, отбивают ритм, тянут речь и тем самым все
более и более концентрируют свое и детское внимание на дефекте, обостряя болезнь. Нам
не встречался ни один заикающийся ребенок, которому бы это хоть как-то помогло. Мы не
видим здесь ни логики, ни науки. Чаще всего так происходит потому, что родители просто
не разобрались. И специально для них приведем аналогию. Для операции по удалению
аппендикса необходимо сделать несколько манипуляций, входящих в технологию
оперативного вмешательства: обеспечить наркоз, осуществить обеззараживание
поверхности, резекцию полости и т.д. и т.п., в конце наложить шов на рану и предохранить
от инфекционного воздействия. И вот рудимент удален. Если же вы ждете, что, сделав
наркоз, вам стало не больно и все - аппендикс не мешает, не смешно ли это? В конце
концов, дело закончится печально, что, собственно, и происходит в семьях, пытающихся то
хором подключиться, то зарядочку дыхательную как-нибудь неправильно поделать.
Родителям, само собой, не хочется считать заикание болезнью, но  чем раньше они это
поймут, тем лучше для ребенка.
      Настоящая глава называется «Модели для всех», так почему же множественное число? Кроме
описанной выше и в наших книгах, в настоящее время мы предлагаем новую модель лечения
заикания у детей, начиная с раннего возраста. Как всегда, она соответствует приведенным выше
принципам. Для того чтобы ребенок мог естественным образом постигать коррекционную методику и
не сопротивляться, ее нужно встроить в необходимый ему процесс. С некоторого возраста ребятам
очень хочется прочесть вывески на магазинах, названия мультфильмов и любимых книжек.
Дошколятам не терпится научиться читать, однако они не знают, как проходит процесс обучения.
Мы же, удовлетворяя любопытство и естественное желание малыша, можем «незаметно» для него
«протащить» коррекционную методику. Ребенок, как говорится, и ахнуть не успевает, как уже
полноценно усердно лечится. Встроенный нами в процесс обучения чтению «Метод лечебной
фонетической ритмизированной реконструкции речи» - уникальная научная разработка. Она не имеет
никаких аналогов и не может их иметь, так как осуществление обучения чтению без заикания по-
другому практически невозможно. Методика обучения чтению без заикания может быть применена в
любой семье и любым родителем, не требует никаких специальных знаний и уже доказала свою
эффективность. 
      На сегодня, с учетом неутешительной статистики роста числа заикающихся детей, мы старались
создать некие общие для всех модели помощи, однако хочется подчеркнуть, что не всегда
родителям удается собственными силами достигнуть результата, болезнь есть болезнь, и зачастую
специализированная помощь - единственный выход из положения. Однако вышеизложенные
правила она не отменит, а напротив, заставит их активизировать и развить.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение Что такое коррекционная семья Коррекционная семья сегодня Новый горизонт успешности лечения заикания у детей О начале коррекционного воспитания заикающегося Куда делся родительский авторитет? Пришло письмо Трудности и неудачи Требования к участникам процесса Перспективы развития Модели для всех Хождение за три мира Список литературы
ЛЕЧЕНИЕ ЗАИКАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ СЕМЬЕ