Лечение заикания у детей и подростков
в коррекционной семье Светланы Борисовны Скобликовой                        Home    О нас    Консультации    Метод    Лечение    Контакты
С.Б.Скобликова
© 2004 - 2014 г. Все права защищены Скобликова С.Б.
В оформлении сайта использованы фрагменты живописи Эудженио Зампиги



                                                                           Коррекционная семья сегодня

      Коррекционная семья - это не только форма работы с детьми, это комплекс взаимосвязанных и
взаимодействующих механизмов и техник, находящихся на самом передовом рубеже современной
психологии и коррекционной педагогики. Но существует совершенно особенный компонент,
являющийся  связующей основой всего терапевтического комплекса. Это рационально-
эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ), предложенная Альбертом Эллисом в 1955 году (17,
18, 19). Причем она проводится не с отдельным индивидом, а семьей как носителем ошибочных
взглядов на воспитание заикающегося. Описание именно этой составляющей лечебного процесса в
целом лучше всего характеризует коррекционную семью. 
      Так с чего же начинается знакомство родителей с КС? С их первого горячего желания помочь
своему ребенку, и в поисках эффективного лечения они находят нас. Неважно, по совету ли
знакомых или через Гугл попадают на сайт в Интернете - самый доступный информационный
источник. Он призван служить первым шагом ознакомления с концепцией и методом. Эта задача
может только поначалу показаться простой. Многие спрашивают: «Зачем вы разместили книги
“Заикание: лицом к лицу” и “Заикание в вопросах и ответах” в открытом доступе? Почему не
продаете и не получаете гонорар?» Гонорар - дело наживное, а вот значение данных книг в качестве
инструмента РЭПТ неоценимо. Продуманное прочтение родителями  этих книг уже является
началом нашей работы.
      Истоки у библиотерапии давние, еще В.П. Кащенко рекомендовал родственникам для чтения
значимую литературу (11), так же поступал известный психиатр М.И. Буянов. Но само это понятие
приобрело качественно новый смысл в работе Ю.Б. Некрасовой.
      Библиотерапия в группе социореабилитации заикающихся - одна из самых красивых частей
методики Юлии Борисовны. Специально подобранные литературные произведения предлагались
пациентам для размышления и анализа в виде сочинений. Процесс шел от простого к сложному,
начиная «Гадким утенком» и заканчивая трудными для восприятия произведениями, такими как
«Барьер» П. Вежинова и «Нетерпение сердца» С. Цвейга. Библиотерапия имела диагностическую и
терапевтическую цели: она заставляла заикающихся задуматься над бытием и путях выхода из
болезни, раскрывала поисковый потенциал, убеждала в собственных силах и доверии к
психотерапевту. Специалисту же давала богатую картину личности, которую невозможно получить
никаким тестированием.
      В нашем случае с выпуском и размещением книг, с учетом их нацеленности на родительскую
аудиторию, ставились несколько иные задачи. Нам необходимо, чтобы читатель, находящийся в
длительном эмоционально-тревожном, стрессовом состоянии по причине беспокойства о здоровье
ребенка, смог получить максимально развернутую и полную эмоционально-резонансную
информацию из одного источника. Великий русский поэт А.С. Пушкин говорил: «Только
осмысленное и прочувствованное чтение - совершенство». Именно такое ожидаемое нами
осмысленное и прочувствованное прочтение этих книг помогает мамам и папам удостовериться, что
происходящее с ними не является несчастным исключением из общего благополучного правила. В
первой книге «Заикание: лицом к лицу» (2) они обычно видят самих себя, сопереживают героям и,
осуществляя позитивную проекцию, убеждаются в возможности лечения недуга. Отдельно поясним,
что настолько точная книга, характеризующая образ болезни на многочисленных примерах, могла
появиться только в коррекционной семье. Вторая книга «Заикание в вопросах и ответах» (20) имеет
направленность на развитие специального лечебного мировоззрения путем разностороннего анализа
собственных поведенческих ошибок, а также провоцирует на дальнейший шаг - оспаривание
(дискутирование). В качестве технического приема РЭПТ в этой книге используются
юмористические компоненты - рисунки и стихотворение «Правильные советы правильным
родителям». Преодолевая некую табуированность обсуждения некоторых тем, взрослые могут
оценить взглядом со стороны иррациональность своих представлений и поведения и, может быть,
впервые воспринять за них ответственность. С целью интенсификации воздействия мы не
приступаем к следующему шагу - обследованию ребенка, если мамами и папами книги не изучены.
Библиотерапия в том виде, в котором существует у нас, кардинально отличается от ранее
применяемой специалистами тем, что предлагаемая литература создана на базе собственного
огромного опыта исцеления специально для применения в ходе взаимодействия с родителями. Так
достигается максимальная эффективность влияния опыта на практику.
      Подготовленный информационно и готовый спорить родитель - наилучший собеседник на
консультации. Он уже есть участник коррекционного процесса, прошедший первую фазу РЭПТ.
Обследуя ребенка и выясняя степень выраженности заикания, мы «подглядываем» за всей семьей.
Особенно хочется подчеркнуть исключительную важность обследования малыша в домашних
условиях, проводимого с помощью Интернет-конференции. Для нас нет более информативного
способа первой встречи с будущим воспитанником. О, сколько приходилось видеть вычурных форм
поведения, которые невозможно утаить от всевидящего ока веб-камеры. Как-то раз, во время одной
такой встречи в эфире, после начала разговора с родственниками уже обследованного пациента 3
лет, буквально на наших глазах произошли следующие события: его падение с пеленального
столика, игра возле глаз с опасным предметом, истерика, удары по матери руками, толкание ее лица
в сторону от камеры, попытка опрокинуть стол и, наконец, крик в камеру: «Я этого не хочууу!»,
повторенный многократно. Мама бережно гладила мальчика по голове, а папа пытался успокоить, но
ничего не помогало. Затем глава семейства вышел с пацаном на кухню, из которой доносились
отголоски уже услышанного и увиденного. Оставшись наедине с матерью, я начала обычную для
себя работу по дискриминации иррациональных убеждений, которые привели к тому, что, как
говорится, налицо. Например, отсутствие режима дня, совместный сон, долгокормление грудью,
неправильное воспитание и т.п. Мама с моей помощью должна четко отделить собственные
убеждения, приводящие к прогрессированию болезни, от рациональных и начать последние
осознанно принимать. В данном случае эта задача была крайне осложнена тем, что отец и мать
оказались ярыми приверженцами центра «Рожана». Обследование такого ребенка и его поведение
само по себе деконструирует прошлый воспитательный опыт родителей, ищущих выход из трудной
жизненной ситуации. Где-то на середине беседы, откуда ни возьмись, появилась бабушка,
укачивающая на руках грудного младенца. Она сказала: «Зря вы так - наш Костик очень хорошо
воспитан!», а затем ушла.  Эх, бабуля, а ну их, высокотехнологичные способы помощи, знания и
труд исследователей и ученых, что сказала мимоходом - то и правда. Вот почему так трудно
реализуется научная педагогика, а коррекционная и подавно, несмотря на то, что работает с такими
тяжелыми болезнями как заикание. Как бы то ни было, но вторая фаза РЭПТ заканчивается выбором
родителей - «лечить или не лечить», который определяется разумностью  восприятия взрослыми
членами семьи этой терапии и доходчивостью используемых специалистом установок на
безусловное принятие единственно верного пути. Опыт показывает, что этот выбор очень непрост в
семьях со сложившимся патологическим стереотипом поведения. Поэтому мы даем некоторое
время на обсуждение для взвешенного принятия решения о продолжении работы и перевода ее на
активный коррекционный этап. Продолжительность такого своеобразного аналитического периода
подобрана экспериментальным путем и составляет 10 дней. Более длительный срок утрачивает
столь важные в лечебном процессе мобилизационные качества.
      И все-таки рациональное в семьях чаще всего постепенно начинает вытеснять свою вредную
противоположность. Ребенок, поступающий к нам, уже не находится в той системе, что была
раньше. После предпринимаемых родителями действий по началу коррекционной структуризации
воспитания и взаимоотношений с ребенком 87% детей приезжают на лечение с очевидным
улучшением речи.
      Принимаемый воспитанник остается с нами или один, или с матерью. Постоянно приходится
отвечать на вопрос: «Как лучше: с мамой или в одиночку?» Правильны оба варианта, но! Первый
потребует от родителя невероятной самоотдачи, после которой практически все мамы заявляют, что
не понимают, как мы можем так работать. В тяжелый и ответственный переломный момент мать
принимает на себя более половины труда и ответственности, но получает практический
коррекционно-педагогический опыт. Второй вариант - более щадящий, но более корректен с точки
зрения идеологии коррекционной семьи и поэтому технически значительно совершеннее. 
      Прием малыша всегда волнителен, как и начало работы с ним. Проведя многочисленные
коррекционные курсы, увидев многих, преодолевших болезнь, каждый раз, глядя на очередную
тяжелую форму, задаешься вопросом: «А можно ли это исправить?» Но профессиональная схема
действий не оставляет времени для раздумий о бытие, и труд начинается. Несомненно, весь
коррекционный процесс базируется на высокоэффективном лечении, в нашей семье ребенок не
заикается со второго дня пребывания и до конца курса, его речь постоянно улучшается. Но главное
все же - стимулировать родителей к коррекционному системно-рамочному воспитанию,
практикуемому нами. Оно позволит сохранить, развить и улучшить достигнутый результат. Для
выявления деструктивных взаимоотношений в семье и внутриличностных конфликтов, мы
осуществляем реалистичную детекцию или перманентную диагностику в виде бесед с ребенком «о
жизни», спрофилированных под конкретную цель в конкретный бытовой момент. Это - неповторимая
особенность коррекционной семьи, таким важнейшим свойством не обладает ни одно какое-либо
другое учреждение. Дети охотно идут на контакт со специалистом, становящимся «почти
родственником», что помогает нам выявлять очень глубокие и иногда опасные проблемы семьи и
личности (2, 20).
      На основе полученных «данных» по ходу курса мы переходим к третьей фазе РЭПТ родителей.
С мамами, находящимися у нас, проводятся аналитические беседы, а с «отдыхающими» -
переговоры по телефону. На этом этапе мы стремимся продолжить и закрепить деконструкцию
имевших место ранее родительских взглядов на воспитание через пример укрепляющейся шаг за
шагом успешности деятельности малыша в нашей семье.
      Но вот лечение завершено, ребенок не заикается и едет домой. Здесь-то вдумчивых пап и мам
подстерегает самая мощная и бескомпромиссная четвертая фаза эмоционально-поведенческой
терапии - стимулирующая проекция. Ее можно охарактеризовать формулой: «Если мы смогли
сделать это, то почему бы вам не поддержать нас своим осмысленным трудом ради собственного
дитя?» Убедительности вполне достаточно.
      Однако «привычка - вторая натура», и частенько нам встречалась пятая фаза, которую мы
назвали «синдромом дежавю». При недостаточно полной приживаемости в семье принципов
коррекционного воспитания по возвращению ребенка домой близкие могут увидеть постепенный
распад  внедренных в коррекционной семье установок.  Дети начинают с элементарного: перестают
здороваться, убирать со стола, потом отказываются выполнять необходимые лечебные упражнения,
а затем и вовсе соблюдать речевые правила. Только тогда взрослые окончательно удостоверяются
в несостоятельности имевшего место и частично сохранившегося деструктивного подхода к
ребенку. Увиденное старое поведение, пусть даже в простейшем проявлении, уже кажется
невозможным и недопустимым. Абсолютное большинство родителей незамедлительно
спохватываются и совершенствуют себя, в чем мы активно стараемся помочь в виде бесконечных
посткоррекционных консультаций. Особо следует подчеркнуть, что устойчивость нормализованного
психоречевого состояния ребенка, прошедшего курс в коррекционной семье, достаточна, но не
стоит испытывать ее на прочность невнимательностью и формализмом.
      Только семья, способная организоваться вокруг цели помощи больному малышу (или
взрослому), может достичь наилучшего результата. КС организована и сформирована для
показательного, демонстрационного решения этой задачи, но ничего такого особенного в нас нет.
Мы - обычные люди, с поправкой на профессионализм и опыт. Ежегодно мы открываем
современным родителям не свои, а их собственные возможности и ту самую требовательную
любовь к воспитанникам, о которой говорил А.С. Макаренко, и которой им так не хватает (21). 
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение Что такое коррекционная семья Коррекционная семья сегодня Новый горизонт успешности лечения заикания у детей О начале коррекционного воспитания заикающегося Куда делся родительский авторитет? Пришло письмо Трудности и неудачи Требования к участникам процесса Перспективы развития Модели для всех Хождение за три мира Список литературы
ЛЕЧЕНИЕ ЗАИКАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ СЕМЬЕ