С.Б.Скобликова
© 2004 - 2014 г. Все права защищены Скобликова С.Б.
В оформлении сайта использованы фрагменты живописи Эудженио Зампиги



                                                    ЛЕЧЕНИЕ ИЛИ КОРРЕКЦИЯ, ИНДИВИДУАЛЬНО ИЛИ В ГРУППЕ

      Меня часто спрашивают: «Почему некоторые специалисты говорят «лечение заикания», а другие
- «коррекция заикания», какая разница между данными понятиями?» Поэтому я решила уделить
этому вопросу отдельное внимание.
      Начну с того, что в России исправлением заикания занимается ряд специалистов: дефектологи
(логопеды), невропатологи, психиатры и психологи. Достаточно давно профессор В.М. Шкловский
предложил принцип комплексного подхода к преодолению заикания, т.е. включающий
сотрудничество всех названных специалистов. Эта очень удачная идея и сегодня существует и
действует, однако, на мой взгляд, простого сотрудничества явно недостаточно. Специалисты
должны быть объединены одним методом, но, к сожалению, пользуются каждый своим. На
практике работа в таком комплексном подходе смахивает на школьные уроки с разными
предметами. Взаимосвязь между лечебными компонентами утрачивается, как и контроль над ходом
всего коррекционного (лечебного) процесса в целом.
      Это обусловлено тем, что логопед разбирается только в речи, невропатолог - в нервных
болезнях, психиатр - только в неврозах и психических расстройствах, психолог - в психологии,
причем у каждого на базисе полученного образования может быть разный взгляд на природу,
причины возникновения заикания и пути его исправления. Для того чтобы специалисты работали в
рамках одного метода, их необходимо переучить, затратив значительные силы и средства. Именно
поэтому я сторонник создания в нашей стране новой специальности логоневролог, которая бы на
высшем уровне включала в себя знания всех сопряженных областей. Причем я убеждена, что
логоневрологом должен быть врач. Заикающемуся ребенку иногда необходимо выписать микстуру
на травках, а логопед этого не может, заикающийся нуждается в исправлении дизартрии, но этого
не может невропатолог и т.д. Так и ходят родители по кругу специалистов, теряясь в диагнозах, а
иногда и во взаимоисключающих рекомендациях.
      Разные специалисты применяют разные терминологии. Дефектологам ближе коррекция, врачам -
лечение, психологам - нормализация или реабилитация. Но, по сути, все термины обозначают
исправление речи. Некоторые также считают, что лечением называется законченный излечением
процесс, а коррекцией - процесс, завершившийся компенсацией и некоторым улучшением.
      Но существует и мое частное мнение. Я уверена, что термин «лечение заикания» более
применим при работе с детьми и подростками, т.к. заикание - это болезнь детского возраста, а
болезнь необходимо лечить. Небольшой стаж заболевания вполне позволяет за ограниченное
время разрушить устойчивое патологическое состояние, сменить речевой стереотип, привыкнуть к
нему и освободиться от необходимого контроля над речью и состоянием. Поэтому по методу
«Лечебной фонетической ритмизированной реконструкции речи» дети от 5-ти до 10-ти лет подлежат
полному выздоровлению. Если же речь идет о подростке до 15-ти лет, в зависимости от его
индивидуальных особенностей полное выздоровление наступает в 8-ми случаях из 10-ти. Со
старшими подростками и взрослыми мы называем свою работу коррекцией. В нашем понимании
коррекция - это лечебный процесс, находящийся сначала под контролем специалиста, а затем под
полным контролем лечащегося. Процесс коррекции при стаже заболевания от 8-ми лет может
затянуться более чем на год. В это время лечащийся постоянно себя контролирует, и, если все
рекомендации выполняются правильно,  устойчивое патологическое состояние разрушается, а затем
забывается. То есть наступает полное выздоровление. Но это далеко не детский месяц, а долгий
взрослый год.
      Из заметок. «Семилетний Алеша В. прошел курс исправления  заикания на протяжении 6
недель. Результат - речь без заикания. На повторном осмотре через 6 месяцев сделан вывод -
полное выздоровление. На вопрос о выполненных рекомендациях мама Алексея не смогла дать
вразумительный ответ об их составе и количестве, из чего стало понятно, что рекомендации
не выполнялись. На мое «почему» мать ответила: «Он сильно устает в школе, да и так все
хорошо, вы же видите».  К сожалению, родители далеко не всегда понимают, что успех ребенка
предопределен не только тяжелейшим трудом специалистов и высокотехнологичной методикой, но и
удачей. Рекомендации, служащие для поддержания и закрепления успеха, обязательны, но
зачастую родители, воодушевленные быстрой нормализацией речи, их игнорируют.
      Из заметок. «Лере К. 24 года. Она прошла курс исправления заикания в 2001 году в возрасте
19-ти лет, результат - речь без заикания. На повторном обследовании в 2006 году субъективно
констатируется полное выздоровление, но девушка утверждает, что постоянно работает над
собой, делает дыхательные упражнения, применяет правила речи и контролирует себя
практически во всех эмоционально значимых ситуациях. За это время вышла замуж, у нее
родился ребенок. Эпизодически в речи проскакивают артефакты (признаки существования
метода ЛФРРР)».  Девушка вылечилась от заикания, преодолела ряд личных проблем, смогла
создать семью, но страх перед возвратом к старому состоянию побудил ее непрерывно
поддерживать в себе лечебную методику в постоянной готовности.
      На этих примерах отчетливо видна разница результатов лечения заикания в детском  и взрослом
возрасте. Взрослый человек, иногда даже выздоровевший полностью, не считает себя абсолютно
свободным от угрожающей памяти о болезни.
      Если вам не посчастливилось столкнуться с заиканием - действуйте безотлагательно еще до
того, как разберетесь в терминологии. Тогда ваше безразличное отношение к терминам «лечение» и
«коррекция» будет памятником вашему благоразумию.
      Другой часто задаваемый родителями вопрос: «Какая работа эффективнее - индивидуальная
или групповая?»
      Индивидуальный принцип работы с заикающимися детьми   и   подростками   по   программе  
«Санаторий
«LIBERTY» сложился исторически. Мы исходим из того, что любой ребенок требует к себе
повышенного внимания, которое в группе детей обеспечить невозможно. Многие дети хорошо и
весело занимаются в группах, однако не достигают никакого результата. Это прослеживается не
только при работе над заиканием, но и при исправлении звукопроизношения. Ребята годами ходят в
логопедическую группу детского сада и приезжают на обследование с 10-тью нарушенными
звуками. Несколько другая картина возникает у логопеда в поликлинике, который трудится один на
один с ребенком. Здесь чаще всего для преодоления даже самой тяжелой дизартрии потребуется
не более 70-ти часов. Логопед  в поликлинике в состоянии обеспечить требовательный подход к
пациенту, при этом ребенок отчетливо понимает - работают только с ним, любимым.
      Процесс исправления заикания в коррекционной семье ориентирован на детское Эго,  способное
справиться с любыми трудностями ради внимания взрослых к себе. Частенько родители говорят,
что для их ребенка очень важно мнение сверстников о себе, однако смещение приоритетов детского
внимания с родителей на ровесников происходит очень медленно. От 5-ти до 7-ми лет, кроме
мнения о ребенке значимых взрослых (не обязательно родителей, это может быть и бабушка),
«оппозиционного» мнения для него не существует. Чаще всего беседы о «чуткости» малыша такого
возраста к мнению приятелей по двору или детсаду являются плодом родительского воображения.
От 7-ми до 12-ти лет противоположное родительскому мнение сверстников всегда разбивается о
скалы родительских берегов. Только от 12-ти до 15-ти лет у подростка развивается собственная
критическая оценка не только мнения одноклас-сников, но и мнения родителей. По нашему опыту
при заикании, к сожалению, родительское (взрослое) мнение имеет мало шансов против мнения
друзей.
      Из заметок. «Пятнадцатилетняя Настя Щ. поступила на обследование с тяжелой формой
заикания. Девушка сообщила, что сверстницы обидно дразнят ее «бледной кобылой», критикуют
рост и цвет волос. Девочка высокого роста, стройная, очень интересная блондинка. Считает,
что родители хотят ее поберечь и поэтому скрывают правду о ней».
      «Вова И. 14-ти лет страдает диабетом, излишней массой тела и близорукостью, форма
заикания средняя. Юноша болезненно реагирует на прозвище «чайник», полученное от
одноклассников. Переживания зашли слишком далеко, но мальчик категорически отказался от
предложенного родителями участия в психологическом клубе и вообще от обсуждения с ними
этого вопроса».
      Примеры показывают, что в случаях с подростками для эффективной работы  по исправлению
заикания обязательно необходим групповой компонент, причем лечащиеся сверстники должны быть
подобраны по ряду качеств. Подбор в данном случае проводится на основе тестирования и
субъективной оценки и всегда является сложнейшей задачей для специалиста. Некоторые
личностные качества разных детей при их взаимодействии могут существенно помешать лечению.
Нами установлено, что наилучший результат лечения заикания подростков в условиях
коррекционной семьи достигается в разнополой микро-группе (мальчик и девочка). Причем  доля
индивидуальной работы с каждым из них в любом случае не может быть ниже 50 процентов.
      Мне непонятен подход некоторых специалистов, работающих исключительно в группах. Ученые
утверждают, что ведут диалог с лечащимися. Диалог (разговор двоих) является важнейшим
педагогическим, диагностическим и терапевтическим компонентом подавляющего большинства
методик лечения заикания. Но полностью ли он выполняет все свои функции в большой группе,
возможно, имеющей внутренние межличностные (даже у детей) антагонизмы? Думаю,
диагностическая сторона диалога от присутствия публики пострадает, и самые важные, имеющие
глобальное значение для лечения заикания, проблемы личности останутся на дне души. 
      Обобщу: с детьми от 5-ти до 12-ти лет необходимо вести строго индивидуальную работу по
преодолению заикания, причем применительно не только к нашей концепции, а с 12-ти лет, в
зависимости от результатов обследования, допустимо формировать коррекционную микро-группу с
сохранением высокой доли индивидуальных занятий.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Лечение заикания у детей и подростков
в коррекционной семье Светланы Борисовны Скобликовой                        Home    О нас    Консультации    Метод    Лечение    Контакты
От автора Что такое заикание Время и причины возникновения заикания В чем моя вина Дезорганизация жизнедеятельности при заикании Воспитание О нашем учителе Ю.Б.Некрасовой и ее работе С чего все начиналось Обследование заикающегося ребенка и консультация родителей Концепция исправления заикания в коррекционной семье Лечение или коррекция, индивидуально или в группе От режима молчания к первым словам Метод лечебной фонетической ритмизированной реконструкции речи Эффекты, которых не ждали От «Доброго утра» до «Спокойной ночи» Памятка родителям или краткий курс спасения Александр Надежда Вера и Виктор Заключение
ЗАИКАНИЕ: ЛИЦОМ К ЛИЦУ