С.Б.Скобликова
© 2004 - 2014 г. Все права защищены Скобликова С.Б.
В оформлении сайта использованы фрагменты живописи Эудженио Зампиги



                                                                                                                           В ЧЕМ МОЯ ВИНА

      Нередко заикание возникает у ребенка, один из родителей которого страдает этой болезнью.
Так, в семье И. заикались отец и сын 5-ти лет; в семье С. - мать и дочь 9-ти лет.
      Если в семье двое детей, то чаще всего один из них заикается, а другой - нет. В семье А.
заикались мать и подросток 13-ти лет, дочь 8-ми лет не имела этого дефекта. В семье Г. заикались
мать и дочь 5-ти лет, у дочери 10-ти лет нарушения не было.
      Нам встречалась и  семья В., где недуг был у папы и обоих сыновей 6-ти и 12-ти лет. Мама
детей говорила: «Для меня заикание - это тяжкий груз, который носят все члены моей семьи. Когда
я слышу их речь, меня охватывает ужас из-за невозможности им помочь». Состояние матери можно
понять, однако более всего переживал сложившуюся ситуацию глава семейства, заведующий
складом, считающий, что заикание серьезно помешало ему в жизни: не позволило получить
профессию, о которой мечтал. Отец находился в состоянии душевного срыва и перенапряжения
нервной системы, потому что чувствовал себя виноватым в появлении дефекта у детей.
      Мы хотим успокоить этого папу. Бывают и обратные случаи. В семье Д. тяжелой формой
заикания страдают оба родителя, а их дети - дочь 18-ти и сын 13-ти лет не заикаются. Заикание - это
болезнь, которая по наследству не передается, поэтому прямой вины отца в недуге сыновей нет. Не
вина, а беда его в том, что у нас мало информации о заикании. Родители не знают, что делать, к
кому обращаться со своей проблемой.
      Наследуется не само заикание, а предрасположенность к этому заболеванию. Если ребенок
унаследовал тип нервной системы заикающегося родителя, то очень высока вероятность того, что
он со временем станет заикаться. Если же ребенок унаследовал тип нервной системы
незаикающегося родителя, то такого не произойдет. Ваши дети могут и не получить
предрасположенность к дефекту, но это не исключает ее у внуков. Кроме того, заикание может
прививаться к ребенку по подражанию. Хотя некоторые специалисты считают это невозможным,
весь опыт нашей работы показывает обратное. Если заикающийся родитель много времени
проводит с ребенком, если он значим для него, и даже если ребенок просто слышит заикание в
период формирования речи - очень высок риск возникновения болезни. И не случайно говорят о
семейной отягощенности при заикании. Во избежание таких страданий ребенка необходимо взять в
руки всю свою волю и заставить себя пройти серьезный курс исправления речи, т.е. овладеть
лечебной методикой еще до того, как  малыш появится на свет.
      Если же вы оказались неспособны на этот шаг, родился ребенок, знайте: малыш находится в
группе риска по возникновению заикания, и поэтому необходимо соблюдать правила общения с
ним.
1. Разговаривайте с ребенком только тогда, когда вы абсолютно уверены, что речь без заикания.
При общении с малышом используйте простые слова и фразы, умышленно упрощая речь, не давая
возможности возникнуть судорогам. Не читайте ребенку детские произведения (сказки, стихи).
Когда малыш подрастет, играйте с ним в игры, не требующие активного участия речи (мяч, шашки,
шахматы, настольные игры).
2. Привлекайте к занятиям по развитию речи незаикающегося родителя. Возложите на него
обязанность читать малышу сказки и учить с ним стишки.
3. Используйте для развития речи ребенка такой интересный методический прием, как 
прослушивание аудио-сказок, стихов, песен.
4. Никогда не разговаривайте по телефону при малыше, уходите в другое помещение или на улицу.
Ваш ребенок не должен слышать заикание, не ведите при нем  никаких значимых, эмоциональных
разговоров, потому что эти разговоры ухудшают состояние речи.
5. Ваш малыш особенно нуждается в посещении детского сада, где он будет находиться в
здоровой речевой среде.
Примите к сведению, что вероятность возникновения и закрепления болезни после 5-ти лет ничтожно
мала, поэтому ограничивать себя в общении придется недолго.

      Мы надеемся, что соблюдение этих элементарных рекомендаций поможет вам не допустить
заикания у ребенка и позволит в будущем избежать многих проблем со здоровьем и воспитанием,
типичных при этой болезни.
      В семье, где начинает заикаться сын или дочь, создается очень напряженная атмосфера.
Родители, а особенно мать, сильно переживают. У мамы меняется взгляд, появляются слезы,
дрожат руки и голос, когда она слышит нарушение речи. Ребенок замечает, что именно заикание
привлекает к нему повышенное внимание. Сначала он осознанно несколько раз проверяет реакцию
мамы, убеждается в своей правоте, а затем, когда хочет получить желаемое, например,
понравившуюся игрушку, принимается плакать и « вызывать» заикание. Мать, вместо того чтобы
наказать ребенка, не делает этого, думая, что у него ухудшится речевое состояние. Постепенно
малыш перестает ощущать разницу между сознательной провокацией заикания и бессознательным
проявлением дефекта. Ухудшается его поведение, он превращается в плаксивого,
раздражительного, а иногда и просто невыносимого ребенка. Истерики в семье становятся нормой.
Многие мамы говорят о том, что до появления заикания у них был послушный, замечательный
малыш. После возникновения дефекта произошло резкое ухудшение характера и поведения.
      Из заметок. «Илья М. 5-ти лет, его мама, мамина подруга с дочкой такого же возраста, как и
Илюша, пришли в детский магазин. Девочка спокойно ходила по магазину вместе со взрослыми, а
мальчик, увидев понравившуюся игрушку, закатил настолько выдающийся скандал, требуя
купить ее, что подруга мамы посоветовала ей срочно обратиться к психиатру».  Мать Ильи не
проанализировала слова подруги и поведение 2-х одинаковых по возрасту детей в одной ситуации,
а объяснила истерику сына его излишней эмоциональностью.
      Из заметок. «Шестилетний Кирилл В. с мамой пришел на получасовое логопедическое
занятие в центр речи. В группе было еще 10 детей. Ребята спокойно раздевались, оставляли
свои вещи и шли заниматься. Лишь один Кирюша долго прощался с мамой, целовал ее в щечку,
делал несколько шагов по направлению к двери, затем с ревом возвращался, снова шел и снова
возвращался 5-6 раз. Ситуация повторялась всегда, когда мать приводила сына на занятие.
Дело закончилось тем, что мама не выдержала и вообще перестала водить мальчика в
коррекционный центр».  Мать не задумалась над тем, что происходит с сыном, как изменить его
отношение к занятиям. И, в конце концов, окончательно лишила ребенка возможности исправлять
речь.
      Вина родителей в том, что при появлении у сына или дочери заикания они попадают под власть
эмоций и теряют возможность объективно оценивать детское поведение и свою реакцию на него.
Боясь ухудшить состояние речи, они позволяют  ребенку вести себя плохо, так, как он хочет, а не
как того требует здравый смысл, и тем самым расшатывают его психику.
      Более того, взрослые обсуждают заикание, ведут постоянные разговоры на эту тему, ищут
виновных в проблеме. И делают это в присутствии ребенка, болезненно фиксируя его внимание на
дефекте. Родители обостряют интерес малыша к заиканию постоянными замечаниями: «Говори
помедленнее, не спеши, успокойся».
      Из заметок. «Лера Ю. начала заикаться в 2г.4мес. Ее мама постоянно придумывала приемы,
которые, на ее взгляд, помогут дочери не заикаться. Заставляла девочку неоднократно
повторять сказанное, добиваясь отсутствия запинок в речи; говорить и отхлопывать ритм
ладонью; выписывать рукой всевозможные фигуры; говорить нараспев и т.п.».  Мать девочки по
специальности была инженером, ничего не понимала в заикании, но почему-то решила, что сможет
помочь ребенку. В итоге получила резкое ухудшение психо-речевого состояния дочери.
      Вина родителей часто заключается в том, что они, не являясь специалистами и недооценивая
сложности заболевания, начинают прилагать усилия, которые приносят ребенку не пользу, а вред.
Родители, с одной стороны, как бы очень озабочены заиканием, а с другой стороны, не
предпринимают ничего по-настоящему реального, грамотного, полезного для здоровья ребенка.
Если у нас заболел зуб, мы сами его не удаляем, а бежим к стоматологу. Почему же мать и отец,
когда у ребенка возникает заикание, не бегут немедленно к специалисту, а занимаются
самолечением? А ведь чем раньше станешь решать задачу, тем скорее и удачнее справишься с
ней. Когда заикание только началось, и есть реальный шанс избавиться от него в короткий срок,
родители не бьют немедленно тревогу, а рассчитывают «на авось»: «Авось, само пройдет», «Да и
не такое сильное, чтобы его лечить». Неоднократно нам приходилось слышать от логопедов и самих
родителей, что они «психологически не готовы принять правду о заикании как о тяжелом недуге и им
проще считать, что заикание - всего лишь кратковременная и незначительная неприятность». Мамы
и папы теряют драгоценное время и, как правило, задумываются о коррекции заикания только тогда,
когда ребенку уже пора в школу или наступают серьезные осложнения заболевания. К этому
моменту стаж болезни составляет уже несколько лет. А чем больше стаж заикания, тем тяжелее его
лечить.
      Хочется остановиться не только на поведении некоторых родителей заикающихся детей, но и на
поведении их родственников, чаще всего бабушек. Бабушка обычно не оценивает тяжести дефекта,
вообще не считается с ним и, тем самым, вредит здоровью ребенка.
      Из заметок. «Миша Г. 6-ти лет имеет тяжелую форму заикания. Мальчик пытается
прятать свое заикание, заменяя все согласные звуком Ф. Речь имеет фыркающий оттенок,
постоянно прерывается многочисленными затяжными судорогами. У ребенка логофобия,
тревожно-мнительные черты характера, нарушение эмоционально-волевой сферы. Помимо
заикания мальчик страдает энурезом и тиками. Внешне напоминает девочку: длинные кудрявые
волосики, носит колготки, яркие кофточки, трусы в цветочек. Бабушка, с виду женщина
строгая, решительная, ответственная, по профессии парикмахер, категорический противник
лечения, боготворит ребенка, заявляя: «У нас не дите, а Ангел во плоти. Такого чудесного
ребенка вы больше не найдете. Нет у нас никаких болезней, да и в садике говорят, что Мишутка
почти не заикается. А я - прирожденный педагог, у нас все дети в семье хорошие. Такой
великолепный ребенок, паркет во всем доме уложил. Представляете? Вместе с дедом: дед -
дощечку, Мишенька - дощечку. Внук должен жить с нами, у нас ему лучше. И места больше, и
школа  рядом». Когда Миша находится с бабушкой, она делает ему прически, одевает-раздевает
его, устраивает ресторанное меню. У бабушки разрешается все, что дома нельзя, поэтому
между родителями и бабушкой отношения натянутые».  Думается, что изложенное не нуждается
в комментариях. Если ребенок здоров, то бабушкина «педагогика» ему не повредит, но мальчик
серьезно болен, и последствия такого воспитания лягут тяжелой ношей именно на его плечи.
      Здоровье ребенка - в руках его родителей, мать и отец обязаны сделать все возможное и
невозможное для преодоления болезни. Однако, собираясь что-либо предпринять для лечения сына
или дочери, не забывайте: пройдут годы, и ребенок оценит ваше поведение в его детстве. Став
взрослым, он не должен обвинить вас в том, что вы что-то делали не то или не так.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Лечение заикания у детей и подростков
в коррекционной семье Светланы Борисовны Скобликовой                        Home    О нас    Консультации    Метод    Лечение    Контакты
От автора Что такое заикание Время и причины возникновения заикания В чем моя вина Дезорганизация жизнедеятельности при заикании Воспитание О нашем учителе Ю.Б.Некрасовой и ее работе С чего все начиналось Обследование заикающегося ребенка и консультация родителей Концепция исправления заикания в коррекционной семье Лечение или коррекция, индивидуально или в группе От режима молчания к первым словам Метод лечебной фонетической ритмизированной реконструкции речи Эффекты, которых не ждали От «Доброго утра» до «Спокойной ночи» Памятка родителям или краткий курс спасения Александр Надежда Вера и Виктор Заключение
ЗАИКАНИЕ: ЛИЦОМ К ЛИЦУ